Главная » Статьи » Отрасли и разделы психологии » Психология чтения

В категории материалов: 42
Показано материалов: 31-40
Страницы: « 1 2 3 4 5 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

ПЯТЬ СПОСОБОВ ЧТЕНИЯ

ПЯТЬ СПОСОБОВ ЧТЕНИЯ

Естественно, что быстрое чтение имеет физические границы применения. Мы предлагаем разбить все способы чтения на пять групп. Каждый раз, прежде чем начать чтение, надо выбрать определенный режим в соответствии с целями, задачами и бюджетом времени.

 Уже само название этого раздела подчеркивает, что быстрое чтение вовсе не универсальный метод получения смысловой информации. Но важность овладения им объясняется еще и тем, что в общем объеме рабочего времени трудового дня на долю этого вида чтения приходится большая часть.
По нашим данным, режим быстрого чтения может занимать 70 — 80% всего времени, которое отводят сегодня инженерно-технические работники для чтения. Вот почему стоит повысить продуктивность именно этой части рабочего дня. Но вместе с тем не надо забывать, что значительная часть информации обрабатывается и другими способами чтения. Назовем пять основных способов:

1) углубленное чтение;
2) собственно быстрое чтение;
3) выборочное чтение;
4) чтение-просмотр;
5) чтение-сканирование.

View: 2372 / Added by: Артем / Date: 17.08.2013
Comments 0

НЕДОСТАТКИ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ЧТЕНИЯ

НЕДОСТАТКИ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ЧТЕНИЯ

Чтобы овладеть методом быстрого чтения, очень важно вначале осознать причины медленного, традиционного чтения и понять их природу.

Более тысячи человек мы обследовали в период экспериментального обучения с 1970 г. Большинство из них показали начальную скорость чтения не выше 500 —750 зн./мин. Аналогичные данные получили и зарубежные исследователи.
Измерения, проведенные в Англии, показали, что скорость усвоения информации повышается наиболее интенсивно в 13 —19 лет. Однако оказалось, что большинство школьников старше 13 лет не обучены правильному чтению. Кембриджский университет провел эксперимент, в котором участвовало 250 ученых-добровольцев всех возрастов. Показательно, что 25% из них не смогли прочитать отрывок в 1120 слов за установленные 4 мин. Их средняя скорость чтения составляла меньше 1500 зн./мин, т. е. они не смогли подняться выше среднего американского норматива.
Можно выделить пять основных недостатков традиционного метода чтения.
View: 2837 / Added by: Артем / Date: 17.08.2013
Comments 0

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ

Инженерная психология достаточно давно и глубоко изучает чтение. В этой науке организм человека представлен как сложная кибернетическая машина, которая воспринимает информацию из внешней и внутренней среды, перерабатывает ее и хранит необходимые сведения в системе памяти головного мозга.

Такое представление дает нам возможность построить обобщенную кибернетическую модель одного из важнейших процессов восприятия и переработки текстовой информации - процесса чтения. Схема этой модели представлена на рис. 4. Как известно кибернетика исследует два вида процессов: переработку информации и управление. Рассматривая чтение как некоторую систему "человек — текст”, можно заметить, что и чтение — это типичная кибернетическая система. В процессе чтения, показанном на рисунке, можно выделить пять основных блоков.
View: 2730 / Added by: Артем / Date: 17.08.2013
Comments 0

ЗАРУБЕЖНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ БЫСТРОМУ ЧТЕНИЮ

ЗАРУБЕЖНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ БЫСТРОМУ ЧТЕНИЮ

В начале XX в. за рубежом стали уделять большое внимание проблемам рационального чтения. Среди требований, предъявляемых к чтению, основное — повышение скорости. Традиционная методика чтения, имеющая ряд существенных недостатков, перестала удовлетворять общество.

Применяемые в настоящее время методы обучения быстрому чтению за рубежом можно разделить на три группы:
— методы, использующие различные приборы, такие, как фразоскопы, тахистоскопы, пейсеры и т. п.;
— методы без применения приборов;
— комплексные методы с использованием обычных педагогических приемов, кинофильмов и приборов.

View: 3788 / Added by: Артем / Date: 27.07.2013
Comments 0

БЫСТРОЕ ЧТЕНИЕ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ

Задачи курса и его целевая установка вытекают из содержания понятия "динамическое чтение”. Его суть в следующем:

1) это ускоренное чтение с наиболее полным усвоением информации; это чтение мыслей;
2) это школа внимания и памяти;
3) это способность быстрой ориентации в тексте с целью извлечения основной информации;
4) это овладение рациональными методами работы с книгой;
5) это умение организовать умственный труд, ценить минуту.

View: 2690 / Added by: Артем / Date: 27.07.2013
Comments 0

ЧТО ТАКОЕ БЫСТРОЕ ЧТЕНИЕ?

ЧТО ТАКОЕ БЫСТРОЕ ЧТЕНИЕ?

И если за многие века своего развития человек не слишком изменился физиологически, то за это время произошли существенные изменения в информационном климате окружающей его среды. Эти изменения неизбежно должны сказаться и на чтении как процессе, связанном с восприятием и переработкой информации.
Чтение — это сложнейший процесс умственной деятельности человека. Чтение — это инструмент, с помощью которого человек, перерабатывая текстовую информацию, приобретает новые знания.

Быстрое чтение — это метод, с помощью которого человек извлекает из текста осмысленную информацию на повышенной скорости. Таким образом, быстрое чтение — это вовсе не поверхностное чтение "по диагонали”. Это активный созидательный понятийный процесс, в ходе которого читатель анализирует Факты, суждения, а затем производит синтез отдельных понятий, и в итоге закладывается фундамент нового знания. 

View: 2433 / Added by: Артем / Date: 27.07.2013
Comments 0

КОГДА И ГДЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ БЫСТРОЕ ЧТЕНИЕ

КОГДА И ГДЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ БЫСТРОЕ ЧТЕНИЕ

Вопрос о сферах применения быстрого чтения нельзя решать так категорично, как это делают некоторые критики. Сегодня мы еще очень далеки от познания всех механизмов чтения и предельных его возможностей. Поэтому, говоря о границах использования быстрого чтения, нужно прежде всего иметь в виду разумные пределы применения этой техники в соответствии с возможностями конкретных читателей. Даже самое лучшее современное лекарство, использованное не по назначению или не в положенных дозах, может принести не пользу, а вред. Зачем же на метод быстрого чтения возлагать не свойственные ему задачи? Ни один серьезный исследователь и не предлагал использовать эту технику для чтения художественной литературы, хотя и ее можно читать продуктивно методом быстрого чтения .
View: 2405 / Added by: Артем / Date: 27.07.2013
Comments 0

ВВЕДЕНИЕ В ТЕХНИКУ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ, ДИНАМИКА ЧТЕНИЯ

   ВВЕДЕНИЕ В ТЕХНИКУ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ ДИНАМИКА ЧТЕНИЯ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

В Советском Союзе различными видами обучения охвачено более! 85 млн. человек. Как известно, основной инструмент обучения — чтение. Поэтому увеличение скорости чтения, его продуктивности в значительной мере повысило бы эффективность обучения на всех уровнях: в школе, в средних и высших учебных заведениях, в институтах повышения квалификации руководящих и инженерно-технических работников.
View: 2641 / Added by: Артем / Date: 27.07.2013
Comments 0

Чтение — основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира.

ОТ АВТОРОВ

Чтение — основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. 

Несмотря на появление новых средств массовой информации — радио и телевидения, значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно.
Информационный взрыв, свидетелями которого мы являемся, прозорливо предвидел еще в 1844 г. молодой Ф. Энгельс. "Наука, — писал он, — движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующих поколений”. В наше время объем печатной научно-технической информации огромен, но и он удваивается каждые 10—15 лет. Сейчас в мире выходит более 100 тыс. научных журналов, и ежегодный прирост литературы на земном шаре составляет более 60 млн. страниц. Только научно-технической литературы за одну минуту печатается 3 тыс. страниц. Растет армия читателей, увеличиваются затраты времени на чтение. Проблема усвоения печатной продукции — сегодня одна из важнейших. По свидетельству специалистов, люди используют только 2 — 3% накопленных за всю историю человечества знаний, а объем их увеличивается вдвое каждые 50 лет.
View: 2895 / Added by: Артем / Date: 27.07.2013
Comments 0

ПСИХОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ

В настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность.
Чтение является сложным психическим процессом и прежде всего процессом смыслового восприятия письменной речи, ее понимания. Сложность этого процесса обусловлена прежде всего его неоднородностью: с одной стороны, чтение — процесс непосредственного чувственного познания, а с другой, представляет собой опосредствованное отражение действительности. Чтение нельзя рассматривать как простое действие; оно является сложной деятельностью, включающей такие высшие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление

View: 8951 / Added by: Артем / Date: 26.07.2013
Comments 0
1-10 11-20 21-30 31-40 41-42