Главная » Статьи » Отрасли и разделы психологии » Психология чтения

В категории материалов: 42
Показано материалов: 11-20
Страницы: « 1 2 3 4 5 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

УПРАЖНЕНИЯ НА ОСВОЕНИЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО АЛГОРИТМА ЧТЕНИЯ

УПРАЖНЕНИЯ НА ОСВОЕНИЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО АЛГОРИТМА ЧТЕНИЯ

1. Изучите интегральный алгоритм чтения, осознайте смысл и содержание всех его блоков.
2. Разработайте свое собственное зрительное легко запоминающееся представление блоков алгоритма. Нарисуйте два экземпляра. Один укрепите перед рабочим столом, другой — дома.
3. Ежедневно читайте одну-две статьи по специальности, медленно, держа листок с нарисованным алгоритмом перед собой. В процессе чтения "укладывайте” информацию в блоки. По окончании чтения закройте глаза и мысленно проверьте заполнение всех ячеек-блоков алгоритма.
4. Ежедневно читайте одну-две статьи по специальности как можно быстрее, уже не глядя на рисунок алгоритма, но представляя его себе мысленно. Излагайте содержание статей в соответствии с алгоритмом. Изучите и запомните основное правило чтения. Фиксируйте все непроизвольные попытки возвратных движений глаз. Прежде чем вернуться для повторения недопонятого места после окончания чтения, попытайтесь вспомнить необходимые вам сведения, отображающие соответствующий блок интегрального алгоритма.
View: 2163 / Added by: Артем / Date: 01.09.2013
Comments 0

Интегральный алгоритм чтения

Урок третий. 

Интегральный алгоритм чтения.

Интегральный алгоритм чтения является семантическим фундаментом техники быстрого чтения. Как было показано в предыдущих разделах книги, основная идея быстрого чтения— реализация более эффективных программ умственных действий. 

View: 2279 / Added by: Артем / Date: 01.09.2013
Comments 0

Как вы читаете?

Урок второй. 

Как вы читаете?

Изучив основные особенности процесса чтения и недостатки его традиционного метода, полезно провести анализ своего чтения. Чтение, даже самое несовершенное, в значительной степени процесс непроизвольный, интуитивный. 

View: 2095 / Added by: Артем / Date: 01.09.2013
Comments 0

Определение начальной скорости чтения

Урок первый. 

Определение начальной скорости чтения. 

Скорость чтения определяют формулой:

 

где  V — скорость чтения в зн./мин;
Q — число знаков в тексте;
Т — время, затраченное на чтение текста, в мин;
К — коэффициент понимания.

View: 3581 / Added by: Артем / Date: 01.09.2013
Comments 0

МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ

МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ

Задача этой заключительной главы — помочь всем желающим самостоятельно освоить технику быстрого чтения. Здесь мы будем широко использовать дневники, сами наблюдения и опыт слушателей курсов быстрого чтения. Они поделятся своими успехами, расскажут о трудностях и тем самым облегчат вам процесс обучения.
Как уже указывалось, освоение метода быстрого чтения — это процесс приобретения новых навыков умственной деятельности.

View: 2209 / Added by: Артем / Date: 01.09.2013
Comments 0

ЧТО ДАЕТ ОБУЧЕНИЕ БЫСТРОМУ ЧТЕНИЮ?

ЧТО ДАЕТ ОБУЧЕНИЕ БЫСТРОМУ ЧТЕНИЮ?

"Сегодня пришел домой и решил попробовать читать методом быстрого чтения. И неожиданно получилось! Результат удивил меня. Случилось странное. Я не читал в традиционном смысле этого понятия, а быстро скользил глазами по тексту и при этом мгновенно анализировал: что нужно запомнить и что отбросить. Строчки пробегали плавно и быстро, как титры в кино. Словно не было ни строчек, ни слов, а были факты, события, которые всплывали и врезались в сознание, в воображение как бы сами собой. Чтение шло легко и свободно, и это доставляло удовольствие”, — так писал в своем дневнике Виктор Панкратов — техник одного из ленинградских предприятий, самостоятельно освоивший метод быстрого чтения. Что же дает этот метод рядовому читателю? Лучше всего на этот вопрос ответят нам те, кто уже работает по предлагаемой методике, а также бывшие слушатели курсов быстрого чтения.

Проведенное нами социологическое обследование среди обученных убедительно доказало эффективность методики. Основной успех большинство видит в возможности ежедневно читать необходимый объем литературы. Один из вопросов анкеты при проведении обследования по окончании обучения был такой: сколько часов в день занимает у вас чтение и какой объем литературы успеваете вы прочитать? В результате обработки более тысячи анкет мы получили следующие данные: инженерно-технические работники, кроме чтения служебной документации, затрачивают на чтение 1,5 — 2 часа ежедневно, успевая в среднем прочитать одну-две газеты, один журнал научно-популярный, общественно-политический или научно-технический и 100—150 страниц книжного текста. Но, пожалуй, более важны не количественные показатели, а качественно иной подход, иное отношение обучавшихся к самому процессу чтения. Как отмечают многие, пропал страх перед большим объемом текстов. Вот что писал в одной из анкет инженер И. Ш.: "Упражнения цикла быстрого чтения понятны, получаются. Однако в целом метод быстрого чтения нужно еще отрабатывать, совершенствовать. Повышение скорости чтения дает уверенность в том, что можно справиться с потоком информации, с которым сталкиваешься сейчас”.

View: 2207 / Added by: Артем / Date: 01.09.2013
Comments 0

ПАРАМЕТРЫ ПАМЯТИ

ПАРАМЕТРЫ ПАМЯТИ

Как мы уже говорили, потенциальные возможности информационной емкости мозга поистине безграничны.

По оценкам ученых, общая информационная емкость мозга составляет 2,8 х 1020 битов.

 
Память — это не брошенная на стол монета, а горящая свеча
View: 2455 / Added by: Артем / Date: 01.09.2013
Comments 0

ТЕОРИИ ПАМЯТИ

ТЕОРИИ ПАМЯТИ

Современная наука определяет память как систему запоминания, хранений и воспроизведения информации.
Уже в древнейшие времена делались попытки объяснить механизм запоминания. Так, Аристотель (IVв. до н. э.) предполагал, что при восприятии испускаемые изучаемым объектом материальные частицы проникают в голову и оставляют отпечаток на мягком веществе мозга, как на глине или воске.

Несмотря на длительную историю изучения памяти, вплоть до начала XX в. отсутствовали сколько-нибудь строгие объяснения этого явления. Научно обоснованные данные о закономерностях этой важнейшей функции головного мозга получены лишь в последние десятилетия. Существует несколько гипотез механизмов запоминания информации в человеческом мозге. Ряд таких гипотез получили экспериментальное подтверждение.
Одна из главных гипотез возникла под влиянием величайшего открытия нашего времени в области биохимии — выявления уникальной роли нуклеиновых кислот в хранении и реализации генетической информации. Согласно этой гипотезе тайна запоминания связана с кодированием поступающей в мозг информации с помощью молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК), т. е. с изменением последовательности укладки входящих в состав этих молекул "кирпичиков” — нуклеотидов.

View: 2132 / Added by: Артем / Date: 01.09.2013
Comments 0

ТРИ ВИДА ВНИМАНИЯ

ТРИ ВИДА ВНИМАНИЯ

Внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание характеризуется тем, что направленность и сосредоточенность психической деятельности носят характер непроизвольный, т. е. даже и не ставится цель быть внимательным. Непроизвольное внимание возникает само собой, когда вдруг возникающие действующие раздражители ярко и броско отличаются от общего монотонного "серого” фона или когда предмет-раздражитель интересен и занимателен. Например, непроизвольное внимание вызывает громкий сигнал сирены на улице, яркая реклама, интересный рассказ или остросюжетная книга. Другой пример непроизвольного внимания — монотоническая морская вахта на корабле в открытом море, когда вдруг за бортом появляется стая резвящихся дельфинов. Моряк, стоящий на вахте, в подробностях может пересказать траектории прыжков дельфинов из воды, хотя наблюдение за ними и не входило в его обязанности. Его внимание непроизвольно фиксировало необычные факты.
Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что оно мотивировано и направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей. Оно — результат нашего намерения, целевого усилия воли.
Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного, что не мешает ему, однако, быть тесно связанным с нашими чувствами, интересами и прежним опытом. Но если интересы при непроизвольном внимании являются интуитивно-непосредственными, то при произвольном внимании они в основном носят характер опосредованный. Это — интерес цели, интерес последующего за тем результата деятельности. Сама деятельность может не занимать нас непосредственно, но так как ее выполнение необходимо для решения поставленной задачи, она зачастую становится и увлекательной в связи с этой целью.
Послепроизвольное внимание — это такой вид внимания, который подобно произвольному носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий. Например, иногда при чтении с трудом удается удержать внимание на содержании: оно трудно, скучно и даже не особенно для вас важно. Но вот в какой-то момент, незаметно для себя мы перестаем делать над собой усилие: читаем без напряжения и предмет чтения увлекает нас. Внимание из произвольного стало послепроизвольным. 
View: 4693 / Added by: Артем / Date: 01.09.2013
Comments 0

ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ?

ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ?

К. Маркс отмечал, что в "течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании” .

Внимание — один из признаков воли. Чарльз Диккенс писал, что секрет его творческого успеха в том, что он развил в себе способность вкладывать все свое внимание в то, что он делает в данное время, а затем обращать внимание на следующий сюжет, который приходит к нему вслед, по очереди. Он был похож на человека, управляющего большим прожектором, который наводится на один предмет и затем, когда этот предмет изучен вполне, переводится на другой.

View: 2288 / Added by: Артем / Date: 01.09.2013
Comments 0
1-10 11-20 21-30 31-40 41-42