Главная » Статьи » Отрасли и разделы психологии » Психология чтения

Методологические основы психологии и социологии чтения

ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ



Методологические основы психологии и социологии чтения

1. Книга как общественное явление.
2. Книга как средство массовой коммуникации.
3. Чтение и общество.
4. Место социологии и психологии чтения в системе книговедческого знания.
5. Методы социологии и психологии чтения.

1. Книга как общественное явление.

Книга (в широком смысле) – явление, возможное только в обществе, то есть социальное явление. Автор создаёт своё произведение в расчёте на то, что его кто-то будет читать. Он должен донести своё произведение до других людей, а для этого он и эти люди должны понимать друг друга, то есть иметь общий язык и более-менее общую систему образов, символику. Всё это вырабатывается только в процессе взаимодействия разных людей, социальных институтов, который невозможен вне общества.
Автору каким-либо способом нужно донести до читателя (до как можно большего числа людей) своё произведение, то есть нужно издать книгу (или статью в журнале, газете и т.д.). Но автор в большинстве случаев не может сам осуществить весь издательский цикл. Для этого ему нужны другие специалисты: редактор литературный, корректор, редактор технический, редактор художественный, полиграфист, книгораспространитель. В процессе доведения книги до читателя взаимодействуют разные люди и разные социальные институты.

Явления, вызывающие и сопутствующие зарождению книги:

1. состояние культуры, степень умственного и нравственного развития и образования общества и личности; потребности и склонности среды, запросы читающей публики;
2. исторический момент, господствующая личность; общественный тип людей;
3. личность автора, издателя, торговца;
4. политическое состояние государства и общества; личность в обществе и государстве;
5. степень насыщенности книжного рынка; материалы книги на рынке; запас и цена бумаги;
6. состояние торговли и промышленности (вообще и книжной в частности); ёмкость рынка вообще, количество типографий, издательств; средства книгораспространения;
7. техника; состояние книгопечатания;
8. исторические традиции: «великие книги» и «великие читатели»;
9. состояние си степень развития устного и печатного слова.

Книга – явление индивидуальное по происхождению и социальное по сфере действия.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что книга представляет собой средство массовой коммуникации, является порождением общества и сопутствующим любому обществу явлением.

2. Книга как средство массовой коммуникации

С точки зрения массовой коммуникации художественная литература – средство массового воздействия, которое не отличается регулярностью воздействия, как, например, телевидение.
Воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запросам аудитории и насколько регулярна. Также воздействие зависит и от содержания и способа изложения информации. Этот момент является ключевым в теории редактирования.

Функции массовой коммуникации (по Г. Лассуэллу):

1. обозрение окружающего мира (информационная);
2. корреляция с социальными структурами общества (воздействие на общество через обратную связь);
3. передача культурного наследия.
4. мобилизующая функция (регулирующая) – актуальна в рекламе и во время массовых политических или религиозных кампаний.

Компоненты массовой коммуникации:

• коммуникатор – тот, кто говорит (автор);
• аудитория – те, кому говорят (читатели);
• сообщение – что именно говорят (произведение);
• канал – техническое средство (книга).

Коммуникация – технический процесс обмена информацией между двумя и более индивидами (либо группами).

Опосредованность сообщения техническими средствами определяет специфику массовой коммуникации:

1. именно использование технических средств превращает общество в массовое; именно с появлением сперва просто письменности, потом рукописной книги, потом книги печатной росли и масштабы коммуникации;
2. направленность массовой коммуникации – социальная, так как сообщение предназначено не для одного, а для многих людей;
3. массовая коммуникация имеет организованный характер, то есть распространение информации идёт по определённым каналам, на определённом языке и т.д.;
4. массовая коммуникация институциональна (организуют массовую коммуникацию некие учреждения, защищающие интересы определённых групп);
5. в массовой коммуникации отсутствует непосредственная обратная связь: автор не может видеть непосредственную реакцию на произведение. Он может только мысленно представлять свою аудиторию. Обратная связь отсрочена (звонки, письма, встречи и т.д.);
6. повышенная требовательность к соблюдению принятых в обществе норм общения.
Коммуникатор тоже может быть и чаще всего бывает массовым: сообщение, чтобы оно дошло до потребителя, нужно упорядочить, отредактировать по содержанию (чтобы отвечало интересам определённой социальной
группы) и по форме (чтобы соблюсти языковые нормы, требования данного канала передачи), то есть кроме автора в процессе передачи информации участвуют редакторы, корректоры, а также ещё и технический персонал.

Типология аудитории чаще всего производится по следующим признакам:

• возраст;
• уровень образования;
• пол;
• профессия;
• национальность

Например, типично женскими темами считаются: культура, искусство, литература, здравоохранение; любовный и семейный роман. Типично мужские темы: промышленность, строительство, транспорт, наука и политика, частично спорт; детектив, триллер, исторический роман.

Аудитория распадается на множество аудиторий и социокультурных групп, воспринимающих информацию в зависимости от того:

• к какому классу, сословию, страте обращено сообщение;
• какова степень внушаемости аудитории;
• какие физические недостатки обнаружены у аудитории;
• в каком психологическом состоянии находятся люди;
• каков уровень образования аудитории;
• где проживают люди (город или село);
• каков уровень культуры в данной среде;
• каков политический режим в данной стране;
• каковы религиозные убеждения людей;
• каков уровень расовых и религиозных предрассудков у людей;
• каков уровень доверия аудитории СМИ.

3. Чтение и общество.

Чтение

с психологической точки зрения   с социологической точки зрения
«сложный вид психической деятельности, процесс восприятия и переработки текста, результатом которого является его понимание»
«это познавательно-коммуникативной деятельность, 
сущность которой заключается в активном, 
целенаправленном преобразовании и подчинении содержания текста потребностям социального субъекта»

Чтение – это деятельность. Любая деятельность целенаправленна, то есть предполагает некий результат. Из целей чтения вытекают его функции:


Цель чтенияФункция
узнать новое, получить информациюпознавательная, информационно-потребительская
заявить о себе, поделиться информациейкоммуникативная
развлечься, отвлечьсягедонистическая
научиться чему-то нравственно-воспитательная
получить удовольствие от хорошо
написанной и оформленной книги
эстетическая

 Процесс чтения состоит их трёх фаз:

1. побуждение к чтению; предшествующие установки;
2. сам процесс чтения, контакт с текстом;
3. оценка достигнутых результатов.

На процесс чтения влияют:

1. социально-демографические данные читателя: пол, возраст, национальность, социальный статус, социальные позиции личности;
2. социально-психологические характеристики: мировоззрение, ценностные ориентации, убеждения, потребности, мотивы, интересы, установки;
3. опыт (жизненный и читательский), знания, умения, навыки, привычки;
4. познавательные психические процессы: восприятие, представление, антиципация (предвосхищение, предугадывание), воображение, память, мышление, внимание;
5. эмоционально-волевые характеристики: эмоции, чувства, воля, настроение;
6. психологические особенности личности: темперамент, характер, способности;
7. общее состояние здоровья, зрение, самочувствие;
8. наличие и количество времени для чтения.

На читательскую деятельность (точнее, на то, как будет восприниматься книга) влияют также и характеристики автора:

1. социально-демографические данные и статус автора;
2. мировоззрение, ценностные ориентации, убеждения;
3.знание материала, умение его излагать;
4. информация и знания, заложенные в тексте;
5. показатели текста: полиграфические, лингвистические, семантические.
Категория: Психология чтения | Добавил: Артем (26.07.2013)
Просмотров: 3618 | Теги: Методологические основы, психология чтения | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]