Главная » Статьи » Отрасли и разделы психологии » Психология чтения

В категории материалов: 42
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 4 5 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Социологические и психологические аспекты изучения чтения. Методика изучения читателей.

Содержание 

История вопроса
Основные подходы
Типология читателей
Методы исследования
Рекомендуемая литература
Вопросы для самопроверки

View: 6913 / Added by: Артем / Date: 09.11.2013
Comments 0

ЭФФЕКТ РАСШИРЕНИЯ ОПЕРАТИВНОГО ПОЛЯ ЗРЕНИЯ ПРИ БЫСТРОМ ЧТЕНИИ И ЕГО ОБОСНОВАНИЕ

НАУЧНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

ЭФФЕКТ РАСШИРЕНИЯ ОПЕРАТИВНОГО ПОЛЯ ЗРЕНИЯ ПРИ БЫСТРОМ ЧТЕНИИ И ЕГО ОБОСНОВАНИЕ

А. Н. Коренев (Москва)

Есть предположение (О. Кузнецов, А. Коренев, Л. Хромов, 1978), что в способности читать вертикальным движением глаз существуют два фактора. Один из них заключается в развитии периферии сетчатки, что, естественно, увеличивает оперативное поле зрения при чтении. Второй — связан с разведением зрительных осей глаз и тренировкой мозговых структур по созданию механизма сенсорной фузии.
View: 3010 / Added by: Артем / Date: 02.09.2013
Comments 0

Десять золотых правил быстрого чтения

Урок десятый 

Десять золотых правил быстрого чтения.

Итак, мы подошли к завершению цикла тренировок по формированию обобщенного навыка быстрого чтения. Как было показано на протяжении всей книги, цель быстрого чтения в том, чтобы сократить, свернуть процесс опознавания основного смысла и значения текста. В результате многолетнего анализа техники чтения многих наших учеников мы пришли к выводу, что для формирования устойчивого обобщенного навыка быстрого чтения необходимо в первую очередь развивать основные рациональные приемы умственных действий: оперативное гибкое мышление, способность к предвосхищению событий в тексте (антиципацию) и память.

View: 3136 / Added by: Артем / Date: 02.09.2013
Comments 0

Чтение и память

Урок девятый. 

Чтение и память.

Как было показано в восьмой главе книги, быстрое чтение создает оптимальные условия для совершенствования запоминания. Кроме рассмотренных параметров системы памяти, немаловажно знать свой тип памяти.

View: 3085 / Added by: Артем / Date: 02.09.2013
Comments 0

Тренировка внимания

Урок восьмой 

Тренировка внимания.

Быстрое чтение требует повышенного внимания. Особенность предложенных здесь упражнений в том, что они требуют большого периода времени для тренировок. Устойчивый навык сосредоточения формируется медленно. Одно из эффективных упражнений для тренировки внимания — созерцание точки — мы уже рассмотрели ранее. Ниже предлагаются дополнительные упражнения для тренировки внимания.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОГО ВНИМАНИЯ


View: 3150 / Added by: Артем / Date: 02.09.2013
Comments 0

Метод штурма

Урок седьмой

Метод штурма.

Этот урок подводит предварительные итоги освоения основных приемов техники быстрого чтения. В самом деле, в результате выполнения упражнений вы уже практически ощущаете преимущество нового способа чтения. Вы читаете только по интегральному алгоритму чтения. У вас отсутствуют регрессии. По окончании чтения вы всегда можете сформировать ведущую доминанту. У вас широкое поле зрения. При взгляде в центр страницы вы видите всю ее целиком. 

Как было показано в главе 6, быстрое чтение — это всегда вертикальные движения глаз. Взгляните еще раз на рис.22. Взгляд быстрочитающего скользит по тексту почти вертикально сверху вниз. Действительно, всех читающих быстро отличает такая техника движения глаз. И это не случайно. Именно такое движение глаз наиболее рационально и эффективно. Вместе с тем, как показывает наш опыт, освоить вертикальное движение глаз наиболее трудно. Вот почему, разрабатывая методику обучения, мы остановили свой выбор на специальном упражнении. Мы назвали его метод штурма. Это действительно штурм, в искоренении ваших привычек, вашей инерции при работе с текстами.

Основная цель этого упражнения — преодоление психологического барьера, неуверенности в возможности чтения текста вертикальными движениями глаз. В процессе выполнения этого упражнения намеренно создается стрессовая ситуация — за 15 с нужно прочитать всю страницу книги. Времени очень мало, а извлечь смысловую информацию необходимо. В результате внутренней мобилизации и соответствующего настроя создается режим штурма. В процессе его реализации создается, а потом и закрепляется принципиально иная стратегия движения глаз, при котором выявляется и усваивается основная смысловая часть текста — его золотое ядро.

View: 2897 / Added by: Артем / Date: 02.09.2013
Comments 0

Развитие периферического поля зрения

Урок шестой

Развитие периферического поля зрения.

Как было показано в главе 6, глаза читающего быстро вовсе не двигаются быстрее, чем у того, кто читает медленно. Основное отличие в том, что в момент остановок, так называемых зрительных фиксаций, читающий быстро успевает воспринять, понять и запомнить значительно больший объем информации, чем тот, кто читает медленно. Иначе говоря, зрительный аппарат в этом случае работает более продуктивно, рационально. Здесь большое значение имеет использование резерва — периферического поля зрения.

Для расширения оперативного поля зрения мы используем два упражнения. Одно из них — статическое: созерцание зеленой точки, и второе — динамическое: тренировка с таблицами Шульте.
View: 4241 / Added by: Артем / Date: 02.09.2013
Comments 0

Подавление артикуляции при чтении.

Урок пятый. 

Подавление артикуляции при чтении.

Мы называем артикуляцию главным врагом быстрого чтения. Вместе с тем, как показывает наш опыт, преодоление этого недостатка вызывает наибольшие трудности. При выполнении упражнений этого комплекса надо помнить, что на этом этапе не только и не столько исключается проговаривание (бормотание, шептание), а главным образом формируется новый код внутренней речи, при котором воспринимается и понимается текст только за счет зрительного его опознания. Речеслуховые компоненты должны быть при этом исключены полностью. Смысл упражнения с выстукиванием специального ритма в том, что в процессе контролируемого движения рукой в зоне Брока головного мозга наводится отрицательная индукция и проговаривание текста становится невозможным. Постоянное чтение в таком ритме создает условия для формирования нового способа кодирования поступающей информации, исключающего речеслуховой анализ текста.
На этом этапе тренировок чрезвычайно важно соблюдать правила выполнения этого упражнения.

View: 3051 / Added by: Артем / Date: 01.09.2013
Comments 0

Дифференциальный алгоритм чтения

Урок четвертый. 

Дифференциальный алгоритм чтения.

В отличие от интегрального алгоритма, определяющего порядок обработки всего текста в целом, с помощью дифференциального алгоритма обрабатывается только основная смысловая часть фрагмента текста. Под фрагментом подразумевается или абзац, или ряд фраз, или даже одно предложение.

View: 3076 / Added by: Артем / Date: 01.09.2013
Comments 0
1-10 11-20 21-30 31-40 41-42