Главная » Статьи » Отрасли и разделы психологии » Психология чтения

Метод штурма
Урок седьмой

Метод штурма.

Этот урок подводит предварительные итоги освоения основных приемов техники быстрого чтения. В самом деле, в результате выполнения упражнений вы уже практически ощущаете преимущество нового способа чтения. Вы читаете только по интегральному алгоритму чтения. У вас отсутствуют регрессии. По окончании чтения вы всегда можете сформировать ведущую доминанту. У вас широкое поле зрения. При взгляде в центр страницы вы видите всю ее целиком. 

Как было показано в главе 6, быстрое чтение — это всегда вертикальные движения глаз. Взгляните еще раз на рис.22. Взгляд быстрочитающего скользит по тексту почти вертикально сверху вниз. Действительно, всех читающих быстро отличает такая техника движения глаз. И это не случайно. Именно такое движение глаз наиболее рационально и эффективно. Вместе с тем, как показывает наш опыт, освоить вертикальное движение глаз наиболее трудно. Вот почему, разрабатывая методику обучения, мы остановили свой выбор на специальном упражнении. Мы назвали его метод штурма. Это действительно штурм, в искоренении ваших привычек, вашей инерции при работе с текстами.

Основная цель этого упражнения — преодоление психологического барьера, неуверенности в возможности чтения текста вертикальными движениями глаз. В процессе выполнения этого упражнения намеренно создается стрессовая ситуация — за 15 с нужно прочитать всю страницу книги. Времени очень мало, а извлечь смысловую информацию необходимо. В результате внутренней мобилизации и соответствующего настроя создается режим штурма. В процессе его реализации создается, а потом и закрепляется принципиально иная стратегия движения глаз, при котором выявляется и усваивается основная смысловая часть текста — его золотое ядро.

Правила выполнения упражнений методом штурма:

1. Необходимо подготовить 10 — 12 книг научно-популярного характера объемом 50—100 страниц каждая. Желательный формат книги — такой же, как у этой.
2. Первые две-три книги необходимо предварительно подготовить — сделать разметку — провести простым карандашом легкие линии вертикально сверху вниз по центру каждой страницы.
3. Читать книгу за книгой, затрачивая на чтение каждой страницы не более 15 с.
4. Главное при таком чтении — строго вертикальное движение взора по центру страницы с полным охватом всего поля текста. Фиксации глаз — их остановка и частично горизонтальные движения допустимы, но только в местах с наибольшей информативной плотностью.
5. Понимать и усваивать прочитанное при таком чтении пока не нужно. Следует усвоить, что метод штурма — это не способ чтения, а только методический прием, формирующий навык вертикального движения глаз по центру страницы книги или по центру колонки газетной статьи.
6. Каждая книга читается вами от начала до конца без перерыва. Зная общее количество страниц в книге, не трудно определить суммарное время, необходимое для ее чтения (из расчета 15 с на одну страницу). По окончании чтения надо письменно ответить на следующие вопросы: название книги, ее автор, выпускные данные, о чем эта книга и какие наиболее интересные события, факты, явления вам запомнились.

ПОРЯДОК ТРЕНИРОВОК

1. Сначала ежедневно в течение двух-трех дней читать одну книгу объемом 50 —100 страниц, развивая вертикальное движение глаз. Время чтения каждой страницы —15 с. Понимать прочитанное пока не нужно.
2. Затем ежедневно в течение двух-трех дней читать одну-две книги объемом 100-150 страниц, используя вертикальное движение глаз. Время чтения каждой страницы — 15 с. Здесь надо постараться усвоить основной смысл прочитанного.
3. Прочитать контрольный текст № 5. Читать его необходимо как можно быстрее, используя вертикальное движение глаз. Помнить об интегральном алгоритме чтения. Искать в тексте ответы на типовые вопросы, предусмотренные блоками интегрального алгоритма. Выявить основное смысловое содержание прочитанного. Заметить общее время чтения, а затем ответить на 10 контрольных вопросов и подсчитать фактическую скорость чтения. Определить увеличение скорости чтения, для чего сделать соответствующие пометки в индивидуальном графике учебного процесса.

Категория: Психология чтения | Добавил: Артем (02.09.2013)
Просмотров: 2388 | Теги: Метод штурма | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]