Главная » Статьи » Отрасли и разделы психологии » Психология чтения

КОГДА И ГДЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ БЫСТРОЕ ЧТЕНИЕ

КОГДА И ГДЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ БЫСТРОЕ ЧТЕНИЕ

"...Когда читаешь книгу, не торопись быстро прочитать до следующей главы, но подумай о том, о чем говорится в книге и в ее словах, и трижды возвращайся к одной и той же главе” — так рекомендовал читать "Изборник Святослава”, вышедший в 1076 г. Наш современник, английский юморист Д. Микеш в одном из своих рассказов писал: "...я был потрясен, узнав, что сенатор С. прочел "Историю двух городов” Ч. Диккенса за тридцать минут... Оказывается, что на "Трех мушкетеров” Дюма у сенатора уйдет не более 16 минут, в среднем по 5 минут 20 секунд на одного мушкетера”.
Это два крайних взгляда на чтение. Некоторые авторы, обсуждая проблемы быстрого чтения, делают выводы о недопустимости ускорения процесса чтения вообще. Так, журнал "В мире книг” (1974, № 10), приводя заключительные строчки высказывания юмориста Микеша, писал: "Видимо, скорочтение повлечет за собой революцию и в других сферах искусства. Действительно, к чему тратить сорок пять минут на исполнение 7-й симфонии Бетховена, если при минимальном владении техникой скорости игры даже посредственный оркестр справится с этой задачей за одну минуту?..”
Аналогичные мысли в разное время высказывались в "Литературной газете”, журналах "Москва”, "Крокодил” и некоторых других изданиях. Подобные публикации, на наш взгляд, вызваны недоразумением и отсутствием у их авторов представления о природе и назначении метода быстрого чтения.
Вопрос о сферах применения быстрого чтения нельзя решать так категорично, как это делают некоторые критики. Сегодня мы еще очень далеки от познания всех механизмов чтения и предельных его возможностей. Поэтому, говоря о границах использования быстрого чтения, нужно прежде всего иметь в виду разумные пределы применения этой техники в соответствии с возможностями конкретных читателей. Даже самое лучшее современное лекарство, использованное не по назначению или не в положенных дозах, может принести не пользу, а вред. Зачем же на метод быстрого чтения возлагать не свойственные ему задачи? Ни один серьезный исследователь и не предлагал использовать эту технику для чтения художественной литературы, хотя и ее можно читать продуктивно методом быстрого чтения .

 
Говоря о границах использования быстрого чтения, нужно прежде всего иметь а виду разумные Пределы применения этой техники в соответствии с возможностями конкретных читателей

Изучив большое число различных зарубежных пособий по обучению быстрому чтению, мы ни в одной из авторитетных работ на нашли рекомендаций использовать метод быстрого чтения для художественной литературы. Вот, например, как выглядят рекомендации лаборатории развития образования в г. Хьюстоне (США): "Хороший читатель наслаждается чтением и читает с переменной скоростью в зависимости от того, что он читает. Поэта Мильтона нужно читать по словам и строчкам, историка Маколея — предложениями, писателя Теккерея — абзацами, а детективы Конан Дойля — страницами”. Очевидно, избирательность чтения и есть та главная особенность использования быстрого чтения, которая позволяет владеющим этим методом на разной скорости одинаково хорошо усваивать тексты различного жанра.
Авторы - заметок, высмеивающие метод быстрого чтения вообще, подобны людям, не видящим разницы в передаче сообщений, например, по почте и телеграфу. Никому не придет в голову передавать содержание письма из Ленинграда в Москву по телеграфу. Но мы обязательно им воспользуемся для передачи краткого сообщения о времени своего приезда или о свершившемся событии. Пропускная способность этих каналов и стоимость передачи сообщений различны, и мы хорошо знаем, как и когда каждый из них использовать.
Так почему же при чтении различных по жанру и объему текстов, когда происходит как бы трансляция сообщений из текста в мозг, человек не проявляет такой же гибкости?
В самом деле, большинство людей читает медленно и с одинаковой скоростью усваивает, например, и квартальный отчет о расходовании горюче-смазочных материалов, и научную статью о новом автомобильном двигателе, работающем без трения, и роман А. Хейли "Колеса”. Очевидно, в одном случае здесь нужно использовать код телеграфа, в другом — код быстрого чтения, а в третьем — эмоционально-художественный код.
Чтобы предупредить подобные выступления прессы, очевидно, надо шире пропагандировать и разъяснять природу и особенности метода быстрого чтения и границы его применения.
Можно напомнить, что Н. А. Рубакин еще в начале нашего столетия ответил на эти вопросы. Он писал: "Некоторые книги надо читать очень медленно, чтобы хорошо понять их смысл, но в ряде случаев, наоборот, необходимо схватывать общую связь мыслей, что достигается посредством быстрого чтения”.
Настоящее искусство чтения предполагает способность гибкого чтения в зависимости от цели и задачи чтения и характера текста. Задача нашей методики обучения — Сформировать такой навык.
Подводя итоги, можно сказать, что метод быстрого чтения может быть использован для чтения научно-технических журналов и книг по специальности, газет и научно-популярных журналов, служебной документации (приказов, распоряжений, протоколов, записок, писем, входящих и исходящих и т. п.), отчетной научно-технической документации. Метод быстрого чтения не рекомендуется для изучения учебной литературы, литературы не по специальности, художественной литературы.

1 Вот как, по воспоминаниям А. С. Новикова-Прибоя, читал журналы М. Горький: "Взяв первый журнал, Алексей Максимович разрезал его и начал не то читать, не то просматривать: Горький не читал, а, казалось, просто скользил по страницам взглядом, сверху вниз, по вертикали. И Новиков-Прибой решил, что Горький читает в два приема, и перед ним первая стадия, стадия предварительного просматривания журнала.
Покончив с первым журналом, Горький принялся за второй, и все повторилось: он открывал страницу, сверху вниз, как по ступенькам, спускался по ней взглядом, на что у него уходило меньше минуты, и так снова и снова, пока не добрался до последней страницы. Откладывал журнал и принимался за очередной.
Взяв тогда один из журналов, Новиков-Прибой выбрал в нем рассказ, небольшую повесть, цикл стихотворений, литературно-критическую статью и внимательно их прочитал (на что, кстати, у него ушло несколько часов), а на следующий день устроил Горькому небольшую проверку — высказал свои впечатления о прочитанном. Как он и ожидал, Горький вскоре начал с ним спорить. Но вот чего никак не ожидал Новиков-Прибой, тан это поразительной насыщенности горьковских возражений фактами: Алексей Максимович не только помнил фабулу повести, ход мысли автора критической статьи, но и с поразительной легкостью приводил по памяти метафоры, эпитеты, сравнения и образы, которые встречались в ткани обсуждающихся произведений” (Васильченко Г. Где и когда нужно динамическое чтение. — Наука и жизнь, 1971, № 9).


Категория: Психология чтения | Добавил: Артем (27.07.2013)
Просмотров: 1999 | Теги: ИСПОЛЬЗУЕТСЯ БЫСТРОЕ ЧТЕНИЕ | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]