Главная » Статьи » Отрасли и разделы психологии » Психология чтения |
Интегральный алгоритм чтения
Урок третий. Интегральный алгоритм чтения.Интегральный алгоритм чтения является семантическим фундаментом техники быстрого чтения. Как было показано в предыдущих разделах книги, основная идея быстрого чтения— реализация более эффективных программ умственных действий.На с. 133 показаны условно в сопоставлении программы умственных действий двух читателей: слева — читающего медленно, справа — читающего быстро. Как видно из рисунка, быстрое чтение предполагает использование четких и последовательных программ умственных действий. Чтение из процесса хаотического, неорганизованного становится подчиненным единой программе — интегральному алгоритму чтения. Следование блокам алгоритма как бы определяет шаги изучения текста. Вместе с тем интегральный алгоритм чтения значительно повышает активность восприятия, а значит, понимание и запоминание прочитанного. Быстрое чтение, в отличие от медленного — пассивного созерцания текста — заставляет читателя активно вторгаться в структуру и содержание текста, сравнивать и оценивать различные смысловые блоки. Есть и еще одна особенность интегрального алгоритма, доказывающая его эффективность. Как уже отмечалось выше, все современные научно-технические популярные и общественно-политические тексты избыточны на 80 — 75%. По существу, только 25% всего объема текста несут полезную смысловую нагрузку. Как научиться читать так, чтобы видеть в основном значимую смысловую часть текста и только на ее обработку затрачивать энергию мысли? На этот вопрос отвечает интегральный алгоритм чтения. Он предлагает: читать в соответствии с предписаниями блоков алгоритма. И каждый раз, фиксируя свое внимание на фрагментах текста в соответствии с заданной программой алгоритма, вы будете извлекать истинно смысловые аспекты текста. Таким образом, интегральный алгоритм чтения позволяет реализовать и принцип экономии умственных усилий. От этого чтение становится посильным трудом, щадящим ваши силы. Как же создать и закрепить психологическую установку читать в соответствии с блоками интегрального алгоритма? В ее осуществлении есть два этапа: первый — осознание всех блоков алгоритма и целесообразности следования им и второй — непроизвольное, автоматическое выполнение этих действий. Как показывает наш опыт, эффективное решение этой двуединой задачи возможно с помощью специального методического приема — зрительного представления интегрального алгоритма чтения. Быстрое чтение предполагает использование четких и последовательных программ умственных действий Давайте посмотрим, как практически это делают слушатели курсов быстрого чтения. Вот что писал в дневнике один из них: "Зрительный образ алгоритма — правильный шестиугольник. Это мое футбольное поле. Сначала заполняются как бы ударами „мяча” по углам первые три блока: название, автор, источник. Затем, по мере чтения, еще три блока — три угла. Последний блок — новизна — фиксируется мною в виде точки в центре... После недели тренировок почувствовал, что блоки заполняются содержанием словно сами собой — ярко, броско, сильно и динамично, как игра в футбол...” Зрительный образ алгоритма воплощается по-разному: это и пирамида, и этажи здания, и картотека, и семь разноцветных полосок радуги и т. п. Нужно сказать, что зрительный образ как мнемонический прием активно работает только в первое время, затем он как бы стирается, тускнеет, но остается навык чтения, основанный на выделении из текста только информативной его части. Как быть в том случае, если зрительный образ не получается? Вот пример удачного решения этой задачи, взятый из дневника одного из слушателей курсов быстрого чтения: "Зрительного представления алгоритма так и не получилось. Конечно, я могу представить его в виде схемы или в виде ящиков, но в процессе чтения я этим зрительным представлением не пользуюсь; у меня запоминание идет по другому: 1. Название.Так как название чаще всего отражает суть статьи или книги, я особенно внимательно его читаю. Если оно на первый взгляд ничего не значит, то пытаюсь делать какие-нибудь сравнения, пытаюсь зрительно запомнить число слов в заголовке, их расположение, представить название в виде электронного табло с горящими буквами (но это делается с трудом). 2. Автор.Фамилии авторов чаще всего пытаюсь запомнить, сравнивая их со знакомыми. Или пытаюсь запомнить зрительно (написание, число букв и т. д.). 3. Выпускные данные.Название газеты, год, число, месяц запоминаю, скользнув по строчке, с фиксацией только на какой-то момент. Числа запоминаю попыткой яркого зрительного представления в момент фиксации. Так я заполняю три первых блока алгоритма, но не знаю, куда я все это посылаю. Иногда после прочтения введения пытаюсь проверить заполнение этих трех блоков, пытаюсь предугадать дальнейшее содержание, на что особенно обращать внимание впоследствии. 5. Фактографические данные.В отличие от выпускных, пытаюсь запомнить, увязав со смыслом текста, а не зрительно. 6. Особенности изложения, критика.Эти элементы чаще фиксирую интуитивно. Что-то бросается в глаза; нравится или нет; стиль, манера изложения. Бывает и так, что все это тормозит чтение, утомляет или, наоборот, захватывает, и тут иногда возникает поразительная скорость чтения, все запоминается быстро и хорошо. 7. Новизна и практическое использование.Это уже иногда видно по названию, по автору текста или после прочтения введения. В целом, мне кажется, здесь хорошо работает "последовательность операций”, но у меня нет зрительного представления блоков алгоритма”. Итак, что же дает интегральный алгоритм чтения? Главное — он формирует новую программу чтения, программу последовательности мыслительных операций. Найти в тексте ответы на все вопросы, поставленные в блоках алгоритма от первого до седьмого, — вот задача чтения. Многократные тренировки приводят к тому, что по окончании чтения нужные данные, факты, названия, фамилии как бы сами по себе всплывают перед глазами, Одновременно происходит и борьба с регрессиями. Чтение текста с воспроизведением содержания по алгоритму вселяет уверенность, что активного однократного чтения достаточно для полного усвоения прочитанного. Возвратных движений глаз у вас становится все меньше и меньше и, наконец, они почти исчезают. В этот период надо изучить и запомнить основное правило чтения — любой текст читать по алгоритму. | |
Просмотров: 2556 | | |
Всего комментариев: 0 | |