Главная » Статьи » Отрасли и разделы психологии » Психология чтения

Чтение — основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира.
ОТ АВТОРОВ

Чтение — основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. 

Несмотря на появление новых средств массовой информации — радио и телевидения, значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно.
Информационный взрыв, свидетелями которого мы являемся, прозорливо предвидел еще в 1844 г. молодой Ф. Энгельс. "Наука, — писал он, — движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующих поколений”. В наше время объем печатной научно-технической информации огромен, но и он удваивается каждые 10—15 лет. Сейчас в мире выходит более 100 тыс. научных журналов, и ежегодный прирост литературы на земном шаре составляет более 60 млн. страниц. Только научно-технической литературы за одну минуту печатается 3 тыс. страниц. Растет армия читателей, увеличиваются затраты времени на чтение. Проблема усвоения печатной продукции — сегодня одна из важнейших. По свидетельству специалистов, люди используют только 2 — 3% накопленных за всю историю человечества знаний, а объем их увеличивается вдвое каждые 50 лет.
В Советском Союзе управление потоками информации ведется на научной основе. В стране создана общегосударственная система научно-технической информации для комплексной обработки потоков текстовой информации. Успешно разрабатываются автоматизированные информационные системы, использующие современную вычислительную технику и аппаратуру передачи данных. Но на выходе любой информационной системы в конечном счете оказывается человек, который должен усвоить выданную системой информацию. Таким образом, проблема переработки человеком печатных текстов остается.
Гениальное создание природы — головной мозг человека формировался в эпохи, когда объемы информации, поступающей из внешней среды, были ничтожны и выработанные в процессе эволюции скорости ее восприятия были достаточны. Современная цивилизация резко увеличила потоки всех видов информации, и большинство людей оказалось уже не в состоянии ее усваивать. Вместе с тем резервы головного мозга в этом отношении далеко не исчерпаны. Этим объясняется, например, и тот Факт, что современные вычислительные машины, во многом еще проигрывая человеку, по некоторым параметрам его превосходят. Особенно очевидно это обнаружилось в системах, дающих возможность диалога: человек — машина.
Электронная вычислительная машина оперативно выдает на экран терминала — телевизионного показывающего устройства — результат вычислений, а человек-оператор на считывание результатов затрачивает очень много времени. А ведь иногда от того, насколько оперативно принято решение, зависит бесперебойная и безаварийная работа механизмов и оборудования. За последние 20 лет емкость запоминающих устройств ЭВМ возросла более чем в 1000 раз, их быстродействие — более чем в 100 раз. А человек? Наблюдения ученых показывают, что сегодня большинство людей читает с такой же скоростью, как 50 и 100 лет назад: 150 — 200 сл./мин. Вот почему с особой остротой встает вопрос о повышении скорости чтения каждым членом нашего общества.
Читают все, но умеют быстро читать немногие. Наши многолетние исследования доказали справедливость этого тезиса. Действительно, несмотря на все увеличивающийся объем информации, большинство людей читает недопустимо медленно.

Цель настоящей книги

— помочь всем желающим овладеть искусством быстрого чтения, т. е. значительно повысить скорость чтения и качество усвоения прочитанного. Более чем десять лет научная группа под руководством авторов настоящей работы изучает особенности процесса чтения, разрабатывает и проверяет различные методы обучения быстрому чтению. В своих исследованиях мы опираемся на последние достижения советских ученых, работающих в смежных областях: психологов и лингвистов, физиологов и педагогов. Пользуясь случаем, авторы выражают искреннюю признательность и благодарность проф. А. А. Леонтьеву, чл.-кор. АПН СССР, проф. В. П. Зинченко, проф. Ю. Б. Гиппенрейтер за дружескую поддержку и постоянную помощь при проведении цикла работ по изучению процесса чтения. Для нас оказались также весьма плодотворными творческие контакты с учеными социалистических стран. При написании книги и проведении экспериментов нам была предоставлена возможность воспользоваться работами проф. Ф. Лезера (ГДР) и проф. Г. Лозанова (Болгария). Настоящая книга обобщает результаты многолетних исследований авторов, а также экспериментальных курсов по обучению быстрому чтению различных категорий читателей. В проведении этих работ принимали участие психолог С. П. Цуранова, ст. науч. сотр. А. Н. Коренев и науч. сотр. С. А. Клюева. На выбор методологии исследования, разработку принципов обучения и совершенствование методики большое влияние оказали выдающиеся исследования и постоянная помощь проф. Н. И. Жинкина.
После выхода первого издания книги авторы провели ряд новых экспериментов по изучению процесса чтения и по обучению различных категорий читателей. В институте психологии АН СССР в лаборатории зрительного восприятия под руководством канд. психол. наук Н. Ю. Вергилеса и при участии авторов проведено комплексное исследование движения глаз при быстром чтении. Выявлены некоторые особенности движения глаз у читающих быстро и на их основе предложены новые упражнения для развития зрительного аппарата.
Проведено обучение методу быстрого чтения работников аппарата Президиума Верховного Совета СССР, руководящих работников Госплана СССР, руководителей ряда министерств и ведомств. Большой фактический материал накоплен по обучению студентов ряда высших учебных заведений Москвы: МГУ, МЭИ, МАИ, МИФИ и др.
В 1980 г. проведено экспериментальное обучение учащихся 10-го класса средней школы № 42 г. Москвы.
В средней школе № 299 Бабушкинского района Москвы — базовой школе Академии педагогических наук СССР по научно-педагогической информации — с 1981 г. организованы факультативные занятия по основам информатики, включающие спецкурс техники быстрого чтения.
Всего за период 1970—1982 гг. обучено методам быстрого чтения более 5 тыс. человек разных возрастов и профессий. Проведена многократная проверка эффективности отдельных упражнений и всей методики в целом. Для настоящего издания книги отобрано все новое и рациональное, что получено авторами за эти 12 лет. Нами учтены также многочисленные отзывы и критические замечания, поступившие от читателей первого издания.

Как же работать с книгой? 

Каков порядок тренировки при освоении метода быстрого чтения? Здесь можно дать следующие рекомендации. Вначале нужно внимательно прочитать всю книгу. В девятой главе нами приведены упражнения и правила их выполнения, а также порядок тренировок. Сразу к тренировкам приступать не следует. Первое прочтение книги целесообразно использовать для изучения теоретических разделов и предварительного знакомства с упражнениями. Особое внимание здесь нужно обратить на разделы, в которых обосновывается необходимость быстрого чтения именно для вас, объясняется, где следует его применять. После этого можно ознакомиться со становлением и развитием методов быстрого чтения, с недостатками традиционных методов чтения. Только после этого можно начинать тренировки в соответствии с рекомендациями девятой главы. Десять недель занимает цикл тренировочных занятий. В приложении помещены контрольные тексты для проверки скорости чтения, а также тренировочные упражнения.

Категория: Психология чтения | Добавил: Артем (27.07.2013)
Просмотров: 2096 | Теги: чтение, инструмент познания мира, основное средство обучения | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]