Главная » Статьи » Отрасли и разделы психологии » Психология интернета

Общение и электронное обучение

Общение и электронное обучение

В последние годы на постсоветском образовательном пространстве наблюдается любопытная, на наш взгляд, тенденция: дистанционное бизнес-обучение с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий развивается куда более интенсивно и успешно, нежели в рамках традиционного высшего и последипломного образования. Если такая тенденция сохранится (а в обозримом будущем, судя по всему, так оно и будет), корпоративное дистанционное образование (ДО) станет не только законодателем «педагогической моды», но и местом, где рождаются и выращиваются совершенно новые педагогические решения, ведутся самостоятельные теоретические и научно-методические разработки, связанные с профессиональной подготовкой и личностным развитием персонала. Тем не менее, недоверие к электронному обучению еще достаточно велико, а его удельный вес в корпоративном образовании незаслуженно невелик. Сегодня, однако, мы не будем останавливаться на анализе экономических и организационных причин этого обстоятельства, а сконцентрируем внимание исключительно на психологических и педагогических аспектах ДО в бизнесе.


Живое общение и виртуальное


Противники дистанционного обучения в качестве одного из аргументов в пользу своей позиции любят тезис о том, будто полноценное образование посредством компьютерной телекоммуникации невозможно в принципе. Оно, мол, лишает процесс образования живого человеческого общения. При этом стыдливо упускается из виду, что это самое живое общение не такая уж и роскошь. На деле оно идет достаточно противоречиво, порой драматично и даже болезненно. Тяжело в учении, поскольку сопутствующие ему процессы и явления, например: эмоции и чувства, качество и востребованность знаний, оценка эффективности учебной деятельности, мотивация к учению, неизбежное навязывание чужих мыслей и др., — далеко не всегда имеют положительную окраску. Категория общения столь сложна и всеохватна, что даже сужение ее границ рамками добрых педагогических намерений мало проясняет тайны этого феномена.

Позволим себе, тем не менее, предположить, что эффективность педагогического общения зависит не столько от того, кто (или что) является транслятором знаний: преподаватель, тренер, коуч или компьютер, а от характера общения как такового, общения самого по себе. Ведь общаемся мы не только друг с другом, но и с природой, с Богом, иными идеальными конструктами. Наш спящий мозг, помимо нашей воли, разыгрывает грандиозные сцены межличностного взаимодействия. Мы непрестанно ведем внутренние диалоги.

Общение, как известно любому психологу, имеет определенную структуру, включающую три базовых элемента: коммуникацию (собственно обмен сообщениями (данными) в знаково-символической форме), интеракцию (обмен действиями) и перцепцию (восприятие собеседниками друг друга).

Экспериментальные исследования свидетельствуют, удельный вес коммуникации в целостном потоке общения весьма невелик — всего около 7%. (Читатель может проиллюстрировать себе этот тезис, закрыв эту страницу и попытавшись буквально воспроизвести содержание только что прочитанного им сообщения — от заголовка до ближайшей справа скобки. Проделав этот нехитрый эксперимент, читатель, даже обладающий искушенным и тренированным мышлением, скорее всего без труда обнаружит, что принять без потерь, искажений, субъективных интерпретаций и оценок, без собственных домыслов все 100% предложенного ему объема данных он не сумел.)

В ходе чтения у читателя появился в той или иной степени осознаваемый образ автора этих строк, сформировались отношение (понимание) к его позиции и оценка личности последнего (перцепция). Возникло более или менее верное представление о преследуемых автором целях, о его индивидуальных особенностях, манере общаться в письменной форме, сложилось впечатление от разглядывания его фото и еще об очень многом, о чем никак нельзя догадаться.

Можно предположить, что, общаясь с этим текстом, кто-то недовольно ерзал на стуле, возмущенно сжимал кулаки, или пыхтел от напряжения, или злился, раздражался или недоумевал, или, сам того не замечая, удовлетворенно улыбался. Как бы там ни было, общаясь с этим текстом и с его автором, имя которого мало о чем говорит, читатель тем или иным образом реагировал (интеракция) и воспринимал (перцепция) нечто (коммуникация), актуальное в первую очередь лично для него. Если это действительно случилось, можно констатировать, что между текстом и читателем состоялся полноценный общенческий акт. В этом акте в неразрывном слиянии стихийно и синхронно «работали» все три элемента общения — коммуникация, интеракция и перцепция.

Было ли это общение читателя с автором реальным или виртуальным? Нет ответа на этот вопрос, поскольку нет принципиальной разницы между живым и виртуальным общением, если в общении полноценно присутствуют все его элементы.

Вообще, чтение во многом напоминает акт образования. Применительно же к электронному обучению процесс образования может быть определен как последовательность специально организованных актов общения, направленных на расширение, изменение или развитие имеющихся у обучаемого познаний, эмоционально-чувственных состояний и наличных способов деятельности.

Бизнес–образованию — бизнес–педагогику


Бизнес–образование связано, как правило, с обучением взрослых, социально зрелых и нашедших свое место в жизни людей. Большинство из них едва ли нуждается в той теплоте и психологической поддержке, которые им обеспечивала первая учительница. Ведущим мотивом учебной деятельности взрослого человека в организации является его свободная самореализация в профессиональной и социальной сферах. На наш взгляд, педагогика и психология общения являются наиболее адекватной основой успешного корпоративного обучения, в равной мере полезного как для самого сотрудника, так и для организации.

Понимание процесса бизнес-образования как особой (специально организованной) формы общения позволяет построить несколько отличную от традиционной модель обучения, в том числе и дистанционного. В рамках этой модели успешность обучения обеспечивается раздельной апелляцией к коммуникативной (знаниевой), перцептивной и интерактивной сторонам общения. В силу этого ДО персонала требует создания таких средств обучения (тренингов, учебников и пособий, электронных консультантов («коучей»), которые обеспечивали бы синхронную работу всех трех элементов общения, иными словами, взяли бы на себя все функции наставника. Практически достичь этого возможно, целенаправленно управляя не только процессом познания обучающегося, но и управлением процессами перцепции и интеракции.

Пока же дистанционное обучение задействует преимущественно информативную (коммуникационную) составляющую общения, которая является абсолютно необходимой, но далеко не всегда достаточной для осуществления полноценного образовательного процесса взрослых людей. Дефицит прочих неотъемлемых элементов общения компенсируется в педагогическом процессе сам по себе, стихийно, случайным образом, безо всякого контроля, что вызывает у менеджмента по меньшей мере чувство недоверия к ДО как таковому, а у обучаемых — упреки в сухости и «бесчеловечности» содержания учебных курсов, что является реакцией на их психологическую неполноту.

Возможна ли в принципе организация полноценного педагогического общения в ДО? Мы надеемся ответить на этот вопрос положительно, имея в виду несколько обстоятельств:

1. Учебные средства дистанционного обучения реализуют функцию непосредственного управления общением. С этой целью разработчики учебных материалов организуют их так, чтобы они компенсировали дефицит мало осознаваемых и поэтому теряющихся при ДО составляющих процесса общения (интеракцию и перцепцию), вызывали целостную общенческую активность обучаемых. Достичь этого можно созданием специальных учебных заданий, направленных на совершенствование и развитие перцептивных процессов и интеракций. Учить надо не только работе с данными (знанием), но и с перцепцией и интеракцией. Так, к примеру, специальные задания-симуляторы, имитирующие ситуации межличностного взаимодействия, вполне способны обеспечить осуществление учебных интеракций (обмен действиями).

2. Общение в ДО осуществляется в подсистемах обучаемый—контент (Я—контент), обучаемый—обучаемый (Я—Я) и обучаемый—тьютор/коллега (Я—Другой). При этом доминирующей выступает подсистема Я—Я, поскольку ведущим мотивом обучения взрослого является его личностная самореализация.

ДО, да и корпоративное обучение в целом станут более эффективным при условии, когда их методика будет сориентирована в первую голову на организацию учебного диалога учащегося с самим собой, а темой этого диалога станет содержание учебного курса. Иными словами, содержанием образования в бизнес–обучении должны стать наличные знания и опыт сотрудника. Внешние же по отношению к (внутренней) потребности самореализации знания и способы деятельности в этих условиях будут выступать лишь в качестве средства, «строительного материала» этой самореализации. Таким образом, предметом изучения в корпоративном обучении выступает сам обучаемый, который ставиться в такие образовательные условия, в которых он самостоятельно управляет процессами перцепции, интеракции и коммуникации ради собственной профессиональной и социальной самореализации.

Владимир Валентинович Наумов,
методист, тренер-консультант
Компания «МедиуМ»
www.amedium.ru, www.etrainings.amedium.ru 
naumov@amedium.com

© В.В. Наумов, 2006 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора.


Источник: http://psyfactor.org/lib/naumov3.htm
Категория: Психология интернета | Добавил: Артем (17.01.2014)
Просмотров: 2741 | Теги: Общение и электронное обучение | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]