ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ
Методологические основы психологии и социологии чтения
1. Книга как общественное явление.
2. Книга как средство массовой коммуникации.
3. Чтение и общество.
4. Место социологии и психологии чтения в системе книговедческого знания.
5. Методы социологии и психологии чтения.
1. Книга как общественное явление.
Книга (в широком смысле) – явление, возможное только в обществе, то есть социальное явление. Автор создаёт своё произведение в расчёте на то, что его кто-то будет читать. Он должен донести своё произведение до других людей, а для этого он и эти люди должны понимать друг друга, то есть иметь общий язык и более-менее общую систему образов, символику. Всё это вырабатывается только в процессе взаимодействия разных людей, социальных институтов, который невозможен вне общества.
Автору каким-либо способом нужно донести до читателя (до как можно большего числа людей) своё произведение, то есть нужно издать книгу (или статью в журнале, газете и т.д.). Но автор в большинстве случаев не может сам осуществить весь издательский цикл. Для этого ему нужны другие специалисты: редактор литературный, корректор, редактор технический, редактор художественный, полиграфист, книгораспространитель. В процессе доведения книги до читателя взаимодействуют разные люди и разные социальные институты.
Явления, вызывающие и сопутствующие зарождению книги:
1. состояние культуры, степень умственного и нравственного развития и образования общества и личности; потребности и склонности среды, запросы читающей публики;
2. исторический момент, господствующая личность; общественный тип людей;
3. личность автора, издателя, торговца;
4. политическое состояние государства и общества; личность в обществе и государстве;
5. степень насыщенности книжного рынка; материалы книги на рынке; запас и цена бумаги;
6. состояние торговли и промышленности (вообще и книжной в частности); ёмкость рынка вообще, количество типографий, издательств; средства книгораспространения;
7. техника; состояние книгопечатания;
8. исторические традиции: «великие книги» и «великие читатели»;
9. состояние си степень развития устного и печатного слова.
Книга – явление индивидуальное по происхождению и социальное по сфере действия.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что книга представляет собой средство массовой коммуникации, является порождением общества и сопутствующим любому обществу явлением.
2. Книга как средство массовой коммуникации
С точки зрения массовой коммуникации художественная литература – средство массового воздействия, которое не отличается регулярностью воздействия, как, например, телевидение.
Воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запросам аудитории и насколько регулярна. Также воздействие зависит и от содержания и способа изложения информации. Этот момент является ключевым в теории редактирования.
Функции массовой коммуникации (по Г. Лассуэллу):
1. обозрение окружающего мира (информационная);
2. корреляция с социальными структурами общества (воздействие на общество через обратную связь);
3. передача культурного наследия.
4. мобилизующая функция (регулирующая) – актуальна в рекламе и во время массовых политических или религиозных кампаний.
Компоненты массовой коммуникации:
• коммуникатор – тот, кто говорит (автор);
• аудитория – те, кому говорят (читатели);
• сообщение – что именно говорят (произведение);
• канал – техническое средство (книга).
Коммуникация – технический процесс обмена информацией между двумя и более индивидами (либо группами).
Опосредованность сообщения техническими средствами определяет специфику массовой коммуникации:
1. именно использование технических средств превращает общество в массовое; именно с появлением сперва просто письменности, потом рукописной книги, потом книги печатной росли и масштабы коммуникации;
2. направленность массовой коммуникации – социальная, так как сообщение предназначено не для одного, а для многих людей;
3. массовая коммуникация имеет организованный характер, то есть распространение информации идёт по определённым каналам, на определённом языке и т.д.;
4. массовая коммуникация институциональна (организуют массовую коммуникацию некие учреждения, защищающие интересы определённых групп);
5. в массовой коммуникации отсутствует непосредственная обратная связь: автор не может видеть непосредственную реакцию на произведение. Он может только мысленно представлять свою аудиторию. Обратная связь отсрочена (звонки, письма, встречи и т.д.);
6. повышенная требовательность к соблюдению принятых в обществе норм общения.
Коммуникатор тоже может быть и чаще всего бывает массовым: сообщение, чтобы оно дошло до потребителя, нужно упорядочить, отредактировать по содержанию (чтобы отвечало интересам определённой социальной
группы) и по форме (чтобы соблюсти языковые нормы, требования данного канала передачи), то есть кроме автора в процессе передачи информации участвуют редакторы, корректоры, а также ещё и технический персонал.
Типология аудитории чаще всего производится по следующим признакам:
• возраст;
• уровень образования;
• пол;
• профессия;
• национальность
Например, типично женскими темами считаются: культура, искусство, литература, здравоохранение; любовный и семейный роман. Типично мужские темы: промышленность, строительство, транспорт, наука и политика, частично спорт; детектив, триллер, исторический роман.
Аудитория распадается на множество аудиторий и социокультурных групп, воспринимающих информацию в зависимости от того:
• к какому классу, сословию, страте обращено сообщение;
• какова степень внушаемости аудитории;
• какие физические недостатки обнаружены у аудитории;
• в каком психологическом состоянии находятся люди;
• каков уровень образования аудитории;
• где проживают люди (город или село);
• каков уровень культуры в данной среде;
• каков политический режим в данной стране;
• каковы религиозные убеждения людей;
• каков уровень расовых и религиозных предрассудков у людей;
• каков уровень доверия аудитории СМИ.
3. Чтение и общество.
Чтение
с психологической точки зрения | с социологической точки зрения |
«сложный вид психической деятельности, процесс восприятия и переработки текста, результатом которого является его понимание» | «это познавательно-коммуникативной деятельность, сущность которой заключается в активном, целенаправленном преобразовании и подчинении содержания текста потребностям социального субъекта» |
Чтение – это деятельность. Любая деятельность целенаправленна, то есть предполагает некий результат. Из целей чтения вытекают его функции:
Цель чтения | Функция |
узнать новое, получить информацию | познавательная, информационно-потребительская |
заявить о себе, поделиться информацией | коммуникативная |
развлечься, отвлечься | гедонистическая |
научиться чему-то | нравственно-воспитательная |
получить удовольствие от хорошо написанной и оформленной книги | эстетическая |
Процесс чтения состоит их трёх фаз:
1. побуждение к чтению; предшествующие установки;
2. сам процесс чтения, контакт с текстом;
3. оценка достигнутых результатов.
На процесс чтения влияют:
1. социально-демографические данные читателя: пол, возраст, национальность, социальный статус, социальные позиции личности;
2. социально-психологические характеристики: мировоззрение, ценностные ориентации, убеждения, потребности, мотивы, интересы, установки;
3. опыт (жизненный и читательский), знания, умения, навыки, привычки;
4. познавательные психические процессы: восприятие, представление, антиципация (предвосхищение, предугадывание), воображение, память, мышление, внимание;
5. эмоционально-волевые характеристики: эмоции, чувства, воля, настроение;
6. психологические особенности личности: темперамент, характер, способности;
7. общее состояние здоровья, зрение, самочувствие;
8. наличие и количество времени для чтения.
На читательскую деятельность (точнее, на то, как будет восприниматься книга) влияют также и характеристики автора:
1. социально-демографические данные и статус автора;
2. мировоззрение, ценностные ориентации, убеждения;
3.знание материала, умение его излагать;
4. информация и знания, заложенные в тексте;
5. показатели текста: полиграфические, лингвистические, семантические.