Главная » Статьи » Отрасли и разделы психологии » Психология чтения

Психологические аспекты процесса чтения

Психологические аспекты процесса чтения

1. Процесс понимания. Текст и подтекст.

2. Процесс восприятия художественного произведения.

1. Процесс понимания. Текст и подтекст.

Понимание – это декодирование сообщения и его «уяснение», то есть встраивание в свой опыт.

Для понимания необходимы два условия.

1. Знание соответствующего круга понятий, грамматических правил языка. Сперва воспринимается общая мысль высказывания, а уж потом идёт расшифровка слов и фраз, а не наоборот. Процесс понимания очень сложен. На самых первых этапах восприятия сообщения возникают гипотезы о его смысле, то есть идёт поиск смысла, выбор из ряда альтернатив. Восприятия начинается с отдельных слов и фраз только если идёт работа с плохо знакомым языком. В обычном случае, когда восприятие идёт на родном языке понимание отдельных слов и фраз – процесс вспомогательный. Акт понимания – это расшифровка всего сообщения в целом, сознание его связности. Это всегда поиск контекста (речевого, ситуационного). Свободных от контекста элементов высказывания просто нет. Контекст придаёт словам и фразам в высказывании конкретное значение.
2. Знание базисных семантических структур или глубинных синтаксических структур, которые лежат в основе каждого компонента высказывания и выражают эмоциональные или логические системы отношений. Полное понимание каждой составной части сообщения может быть обеспечено только с помощью перехода от поверхностных грамматических структур к лежащим в их основе базисным, глубинным. Мало понять непосредственное значение сообщения. Нужно ещё выделить внутренний смысл, то есть осуществить сложный переход от текста к подтексту, к выделению того, в чём центральный, внутренний смысл сообщения, чтобы стали понятны мотивы, стоящие за поступками описываемых в тексте лиц. Например, возлас Чацкого «Карету мне, карету!» означает его желание не только уехать из данного дома, но и вообще отторжение общества, находящегося в этом доме. Внутренний смысл текста может расходиться с его внешним значением. Нужно уметь абстрагироваться от внешнего смысла и переходить на внутренний уровень. Текст может быть прочтён с различной глубиной, и разные люди из-за этого воспринимают один и тот же текст по-разному.
Процесс этого перехода от внешнего смысла ко внутреннему смыслу сообщения – важный и мало разработанный раздел психологии.

Понимание смысла сложного сообщения. Текст и подтекст

Понимание текста – понимание внутреннего смысла, подтекста, мотива, который стоит за текстом. В понимании литературного произведения это является основным. Есть несколько составляющих, которые влияют на процесс понимания:
1. Влияние смыслов. Целое сообщение состоит из отдельных слов и фраз только формально. Недостаточно понять смысл отдельных фраз, чтобы понять смысл всего текста. Фразы не изолированы, каждая последующая несёт в себе смысл предыдущей. Например: Родители подарили Маше куклу. Она ей очень понравилась.
2. Выделение «смысловых ядер». Процесс влияния смыслов, объединение далеко отстоящих друг от друга элементов – специальная деятельность декодирующего сообщение человека. Особенно она сложна при работе с большими по объёму текстами. Процесс понимания текста носит активный поисковый характер. Чем больше практики, тем быстрее человек находит в тексте самое важное и нужное. В письменном тексте этому помогает рубрикация: заголовки, абзацы, отбивки, выделения и т.д.
3. Вероятностный подход к пониманию сообщения. Сочинённые фразы понимаются легче, чем подчинённые. Трудность также зависит и от содержания текста – какую вероятность имеет тот или другой элемент текста. Есть фразы, где вероятность именно этого содержания близка к единице. Например: Наступила зима и выпал .... (снег). А есть фразы, где велика альтернатива. Например: У меня заболел зуб, и я пошёл ..... (ко врачу, в аптеку, в поликлинику); Мы были в зоопарке и видели там ... (слона, льва, жирафа, тигра, страуса); Я пошёл в магазин, чтобы купить себе .... (ботинки, книгу, хлеб). Чем меньше вероятность ассоциаций, вызываемых контекстом, тем труднее понимание.
Даже совсем простые высказывания могут иметь обширнейший подтекст. Например: Уже десять! (как быстро летит время; нам пора, уже поздно; мы опаздываем). Но в то же время, подтекст есть не всегда. Например: Солнце ярко светило в окно. Всегда с подтекстом: выражения с переносным смыслом; сравнения; пословицы; басни. Чтобы правильно понять эти элементы, необходимо абстрагироваться от внешнего смысла.
Подтекст имеет место в любом художественном произведении. Поверхностное прочтение почти всегда недостаточно для понимания. Но в этом случае переход к подтексту куда сложнее, чем в басне или пословице. 

Анализ художественного произведения включает в себя:

1. поверхностное прочтение, выделение повествования о внешнем событии;
2. выделение скрытого подтекста, выявление внутреннего смысла излагаемых событий;
3. выделение и анализ мотивов действий того или иного лица;
4. выделение мотивов, побудивших автора написать данное произведение.
Глубина прочтения зависит в большей степени от эмоциональной тонкости человека, нежели от логики иформационого интеллекта.

2. Процесс восприятия художественного произведения.

Две стороны художественного произведения

Наличная сторона Потенциальная сторона
Актуализирована в самом произведении. Это некий смысловой инвариант. 
Его можно проанализировать.

Раскрывается в процессе восприятия. Это множество всевозможных прочтений данного произведения.
Непознаваема до тех пор, пока не произойдёт контакт произведения со множеством реципиентов.

Произведение – художественная модель действительности. Она остаётся незавершённой до тех пор, пока в неё не включён потребитель.Вовлечение читателя в текст происходит за счёт существования в тексте «пустых мест»: автор может опустить важную деталь, описание героя, не сформулировать вывод их описанной сцены и т.д. Это вынуждает читателя домысливать, достраивать, дополнять. Чем больше в произведении таких пустот, тем активнее действует читатель. Но нельзя этим увлекаться, чтобы произведение само не превратилось в пустоту. Это свободное поле, внутренний смысловой потенциал у лучших произведений мирового искусства очень широк, и поэтому они переживают века. У слабых – относительно мал и может быть исчерпан в короткий срок. Художественное произведение по своей сути есть синтез внушения (эмоции) и убеждения (разум). Воздействие и оценки произведения искусства зависят от мировоззренческой направленности, ценностной ориентации личности. Если художественное произведение противоречит коренным ценностям личности, оно не найдет отклика, даже если будет высокого качества. Также большую роль в понимании и принятии творчества автора играет сходный социальный, жизненный опыт читателя и автора, отражённый в данном произведении. На восприятие произведения может влиять также и личность автора: возраст, пол, национальность; известность, репутация, модность автора. Не следует выпускать из поля зрения и специальные эффекты влияния: рекламу, лоббирование.

Стадии восприятия художественного произведения

1. Мотивы и общая установка задают систему критериев выбора произведения. На выбор также оказывают влияние факторы личности и факторы фона. На критерии оценки в большей степени влияют нормы и ценности
данной социальной группы (особенно это характерно для людей с невысоким уровнем интеллектуального развития). Результат первой стадии – готовность рецепиента к контакту с произведением.
2. Предкоммуникативная стадия – общение с «рекламной оболочкой» произведения. На выбор книги влияют готовность (см. п. 1) и рекламная оболочка. Формируется самонастройка, частная установка на определённое
произведение (ожидание и готовность к определённой деятельности).
3. Коммуникативная стадия – общение с книгой, чтение. Важны установки, от них зависят восприятие и оценка книги. Если ожидания не оправдываются, даже хорошее произведение может не понравиться читателю, «не пойти».
4. Оценка произведения.

I. Непосредственное восприятие произведения, 

то есть воссоздание и переживание его образов. Мыслительные процессы здесь имеют место, но они должны подчиняться воссозданию образов и не подавлять эмоциональности. Слова имеют понятийное значение и образное содержание. Писатель подбирает слова так, чтобы у читателя реализовалось образное содержание слов. Если читатель будет опираться только на понятийное значение слов, произведение не будет для него художественным. Восприятие идёт через
представление читателя, то есть через отражение текста в его мозгу. Образы текста создаются на основе индивидуального опыта читателя, то есть читательское представление текста всегда субъективно. Это можно проследить на иллюстрациях, изображающих одного и того же героя, но принадлежащих разным художникам. Мера индивидуальности в читательских представлениях зависит также и от особенностей самого произведения, от замысла автора.
Одни авторы более жёстко определяют содержания, давая подробные описания, другие – менее жестко, давая читателю возможность фантазии. Например, А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой. С первичными представлениями по ассоциации возникают побочные, вторичные представления или воспоминания, которые содействуют более личностному переживанию текста. Восприятие происходит также и через эмоционально-волевые переживания читателей. Переживания могут быть трёх видов. Первые – внутренние волевые действия и переживания за героев произведения. Обычно читатель принимает точку зрения героя, его проблемы и заботы и с этих позиций
смотрит на события и людей, изображаемых в произведении и им самим воссоздаваемых через представление. В результате такого сопереживания читатель постигает внутренний мир героя, то есть эмоционально-волевые процессы здесь служат средством познания. Второй вид – личные читательские эмоционально-волевые реакции: читатель воспринимает произведение и со своей точки зрения, с позиции своих вкусов, взглядов, мировоззрения. Одним персонажам читатель сочувствует, других он ненавидит и т.д. Третий вид реакции, которые вызываются восприятием через произведение личности автора: он нравится или не нравится, читателя устраивают или не устраивают его нравственные, идейные позиции и т.д. Все эти три вида переживаний сосуществуют и взаимосвязаны. Но эстетическое переживание и воспитательное воздействие произведения на читателя возможно лишь тогда, когда читатель не поглощается целиком переживаниями героев, а сохраняет и свою точку зрения. Восприятие художественного произведения начинается с вхождения в текст. Оно зависит от произведения (как дана экспозиция) и от читателя (заинтересованность, темперамент, терпение и т.д.). Вхождение выражается в том, что читатель перестаёт воспринимать рассудком, подключаются эмоции, читатель начинает комментировать текст, пытается предугадать, что будет дальше. 

При вхождении в текст читатель пытается найти ориентиры:

Ориентировка в
жанре и общей
характеристике
произведения
Задаёт настрой на определённое отношение к произведению и 
способ восприятия.  Если это басня, то читатель настраивается
 на аллегории и иносказания, если пародия – на абсурдность, 
алогичность, неожиданность, если это реалистическое 
произведение – на  правдивость, на попытки примерить 
содержание к реальной жизни.
Ориентировка в
объёме произведения
Создаётся настрой на определённую длительность работы.
Ориентировка
во времени и
месте действия
произведения
Включается в работу область прошлого опыта читателя, 
необходимого для воссоздания образов произведения. 
Это могут быть знания о данном авторе, об описываемой
 эпохе, о главном герое произведения и событиях, происшедших 
с ним в предыдущем романе.
Ориентировка в
основных действующих
лицах произведения
Необходимое условие для читателя – выделить главного героя. 
Если это  сделано неправильно, то читатель может либо 
неправильно настроиться на восприятие произведения, что 
повлечёт за собой либо отказ от чтения,  либо отрицательные эмоции, связанные с перенастройкой.
Ориентировка в
эмоциональном
отношении автора к 
основным действующим
лицам произведения
Чтобы читатель принял точку зрения героя, нужно сочувствие автора
 герою:
 эмоционально положительное описание, контраст с отрицательно описанным героем и т.д.
Ориентировка в
действии произведения
Обязательное условие вхождения в текст – определение
 начала действия, завязки. Если читатель не выявит правильно 
завязку, он  может неправильно  предугадать сюжет. А 
сопоставление и подгонка своего сюжета с авторским 
вызывает отрицательные эмоции.

Ориентировка в 
образном ядре произведения
В начале произведения даётся какая-либо образная 
характеристика героя, которая потом на протяжении 
произведения развивается и конкретизируется, 
создавая нить повествования.

II. Понимание идейного содержания произведения.

 Идея – основная мысль произведения. Она может корректироваться в зависимости от исторической эпохи. Читатель может правильно её выявить, но она может оказаться для него неактуальной.

III. Оценка произведения после прочтения. 

Три вида отношения к книге. Первый – полное равнодушие, когда читатель ничего для себя интересного и значимого не нашёл. (К слову, этому может способствовать преподавание литературы в школе). Второй вид – переживание значения прочитанного для познания действительности: читатель узнаёт много нового, интересного, расширяет кругозор, получает удовольствие. Третий вид – открытие в прочитанном личностного смысла, эмоциональные переживания.

9 факторов, характеризующих восприятие произведения искусства.

• Факторы, характеризующие личность рецепиента.
1. потребность личности в чтении (познавательная, гедонистическая, коммуникативная и т.д.);
2. уровень художественной компетентности (общий уровень эстетического развития, опыт общения с искусством, владение специфическими «языками» разных видов искусства);
3. ценностно-смысловая организация личности (мировоззрение, установки и пр.).
• Факторы, характеризующие произведение искусства (разные произведения одним рецепиентом воспринимаются по-разному).
1. смысловое содержание (форма присутствия в структуре произведения авторского отношения);
2. форма должна оптимально настраивать читателя на восприятие содержания;
3. «рекламная оболочка» произведения – вся информация о произведении, которой может располагать рецепиент до контакта с произведением и на основании которой он может составить о нём мнение (автор и название, жанр, реклама как таковая, упаковка, внешний вид книги и пр.).
• Фон, на котором взаимодействуют рецепиент и произведение искусства.
1. культурно-исторический фактор: система социальных норм и ценностей, художественные каноны, стереотипы. Наиболее влиятелен непосредственный фон – субкультура;
2. «групповые нормы и ценности» – ценности референтных (значимых
для читателя) групп (престижность, мода);
3. уникальная жизненная ситуация (настроение, самочувствие, наличие времени и т.д.).

Психологическая эффективность искусства

Эффективность психологического влияния искусства определяется эмоциональным воздействием художественных образов. В процессе восприятия содержание и смысл произведения воссоздаются читателем по ориентирам, данным автором, но конечный результат зависит от духовной деятельности самого воспринимающего. Любая форма контакта с искусством является своеобразной деятельностью. И именно от её характера и зависит её эффект – наличие, направленность, качество и глубина воздействия произведения на личность. Смысловое содержание произведения в ступает в контакт со смыслопорождающими структурами личности и в конечном итоге вызывает в них те изменения, которые затем воспринимаются как социальный эффект искусства. Идеологические аспекты органично вплетаются в ткань живых, зримых образов и поэтому воздействуют на сознание человека незаметно, но глубоко. То, что пережито, становится частью внутреннего мира личности. Конкретно-чувственный образ запоминается гораздо лучше, чем рациональный. Эмоциональная память прочнее, чем рациональная. Специфику воздействия искусства нельзя упрощать. Один человек после
контакта с художественным произведением может сразу подвергнуться его влиянию, другой будет долго думать, размышлять. У третьего останется лишь едва заметный след. А четвёртый вообще останется равнодушным.
Практического действия искусство никогда не порождает, оно лишь создаёт психологическую установку на него.
Контрольные вопросы

1. Что представляет собой понимание? Каковы его условия?
2. Как происходит понимание сложного сообщения (текста и подтекста)?
3. Что представляет собой художественное произведение? Каковы две его стороны?
4. Каковы стадии восприятия художественного произведения?
5. Каков процесс непосредственного восприятия художественного произведения?
6. Элементы вхождения в текст.
7. Какие факторы влияют на восприятие произведения?
8. Психологическая эффективность искусства.

Вопросы к семинару

1. Процесс понимания. Основные этапы.
2. Процесс восприятия. Основные этапы.
3. Способности к чтению у детей разных возрастов.
4. Элементы вхождения в текст (на примере любого художественного произведения)
Категория: Психология чтения | Добавил: Артем (26.07.2013)
Просмотров: 3835 | Теги: Психологические аспекты чтения | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]