Главная » Статьи » Отрасли и разделы психологии » Психология чтения

Подавление артикуляции при чтении.
Урок пятый. 

Подавление артикуляции при чтении.

Мы называем артикуляцию главным врагом быстрого чтения. Вместе с тем, как показывает наш опыт, преодоление этого недостатка вызывает наибольшие трудности. При выполнении упражнений этого комплекса надо помнить, что на этом этапе не только и не столько исключается проговаривание (бормотание, шептание), а главным образом формируется новый код внутренней речи, при котором воспринимается и понимается текст только за счет зрительного его опознания. Речеслуховые компоненты должны быть при этом исключены полностью. Смысл упражнения с выстукиванием специального ритма в том, что в процессе контролируемого движения рукой в зоне Брока головного мозга наводится отрицательная индукция и проговаривание текста становится невозможным. Постоянное чтение в таком ритме создает условия для формирования нового способа кодирования поступающей информации, исключающего речеслуховой анализ текста.
На этом этапе тренировок чрезвычайно важно соблюдать правила выполнения этого упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ С ПОСТУКИВАНИЕМ

1. Постукивать карандашом по твердой поверхности стола ударами в одну точку.
2. Ритм отбивать активным движением всей руки (не только кисти) твердо, уверенно, четко.
3. При чтении про себя с одновременным постукиванием постоянно на слух контролировать правильность ритма и главным образом его непрерывность. Темп не сбивать. (См. рис. 29).

 
РИС. 29

Для разучивания ритма в соответствии с рис. 29 надо вырезать линейку и окружность, изображенные на рисунке 29, и наклеить их на плотный картон.
Для проверки правильности ритма тупым концом карандаша свободно ударять по делениям линейки или точкам окружности. Получающийся при этом ритм ударов примерно соответствует ритму выстукивания.
Опыт показывает, что для эффективного подавления артикуляции необходимо начинать с одновременного постукивания ритма в течение 15 — 20 часов.
Анализ трудностей, которые обычно испытывают обучающиеся при выполнении этого упражнения, позволил выделить четыре фазы освоения ритма:
Первая фаза. Чтение с выстукиванием специального ритма затруднительно. Получается что-либо одно: или чтение текста, или выстукивание ритма.
Вторая фаза. Чтение с постукиванием освоено, но понять текст не удается.
Третья фаза. Чтение с постукиванием освоено, прочитанное понято. Но по окончании чтения вспомнить прочитанное невозможно. Возникает явление так называемой амнезии — мгновенного забывания.
Четвертая фаза. Текст читается с постукиванием легко и свободно, ритм не мешает. Читатель все понимает и по окончании чтения может воспроизвести прочитанное легко.
При выполнении упражнения в соответствии с рекомендуемым ниже порядком следует помнить, что на первом этапе главное — это добиться правильного и непрерывного выстукивания "рисунка” ритма. Надо иметь в виду, что на этом этапе скорость вашего чтения несколько снизится. Это явление закономерно, поскольку здесь надо не ускорить процесс чтения, а качественно его изменить.
Освоение упражнения с выстукиванием ритма зависит от многих индивидуальных особенностей читателей. Как было нами установлено, после выполнения упражнений возможны три случая.
Первый. Скорость чтения с одновременным постукиванием остается такой же, как и скорость чтения без постукивания (до разучивания упражнения). Это означает, что у обучающегося артикуляции практически не было. Таким людям необходимо развивать способности к созданию ярких зрительных образов при чтении.
Второй. Скорость чтения с постукиванием выше скорости чтения без постукивания (до разучивания упражнения). Была прежде значительная артикуляция. Ее подавление позволило ускорить процесс чтения. В этом случае необходимо продолжать работу до тех пор, пока скорость чтения без постукивания не будет такой же, как и с постукиванием. 
Третий. Скорость чтения с постукиванием стала ниже скорости чтения без постукивания (до разучивания упражнений). Была прежде слабая артикуляция. Здесь мы также рекомендуем тренироваться до тех пор, пока скорость чтения с постукиванием не сравняется со скоростью чтения без него. 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ С ПОСТУКИВАНИЕМ

а) Первая неделя
1. Разучить правила выполнения упражнений и сам ритм. Добиться четкого его воспроизведения непрерывно в течение 1—2 мин. Добиться автоматизации выстукивания ритма.
2. Отбивая ритм, попытаться одновременно читать вслух начало этой книги. Убедиться в невозможности одновременного выполнения этих двух Действий.
3. Ежедневно, в течение всей недели читать 2—3 статьи с одновременным выстукиванием ритма. Следить только за ритмом — первая и вторая фазы освоения упражнения. Понимать прочитанное здесь не нужно.
б) Вторая неделя
4. Необходимо ежедневно проверять правильность выстукивания ритма. Также ежедневно в течение 2—3 дней читать с постукиванием
2 — 3 статьи, стараясь понимать читаемое в процессе самого чтения (третья фаза освоения упражнений).
5. Ежедневно в течение 2 — 3 дней читать с постукиванием различные тексты по специальности, стараясь понять и запомнить прочитанное и в самом общем виде, и в деталях (четвертая фаза).
6. Прочитать с постукиванием статью по специальности объемом не более 8 тыс. знаков, затем, продолжая постукивать, закрыть глаза и Мысленно изложить содержание прочитанного, отвечая на стандартные вопросы в соответствии с блоками интегрального алгоритма.
7. Прочитать контрольный текст № 3 с постукиванием и вычислить скорость чтения по формуле. Подвести итоги освоения упражнений с постукиванием, с учетом трех вариантов разобранных выше случаев. Добиться максимального эффекта подавления артикуляции.
В заключение этого тренировочного комплекса прочитать любой текст, но уже без постукивания, измерить скорость чтения и отметить ее рост. В случае удовлетворительных результатов впредь читать тексты без постукивания, но 1 —2 раза в неделю полезно вспоминать ритм и проигрывать его про себя.
* * *
Ответ к заданию №5
(на определение избыточности)
Избыточность первого стихотворения И = 64,7% . 
После сверки текста получается лаконичное выражение: "По глазам видно, что он плут” 6 слов, а было 17. 
Таким образом вычисляем:
 
Избыточность второго стихотворения И = 0%.

Категория: Психология чтения | Добавил: Артем (01.09.2013)
Просмотров: 3056 | Теги: Подавление артикуляции | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]