Главная » Статьи » Отрасли и разделы психологии » Психология чтения

Дифференциальный алгоритм чтения
Урок четвертый. 

Дифференциальный алгоритм чтения.

В отличие от интегрального алгоритма, определяющего порядок обработки всего текста в целом, с помощью дифференциального алгоритма обрабатывается только основная смысловая часть фрагмента текста. Под фрагментом подразумевается или абзац, или ряд фраз, или даже одно предложение.

Как было показано в предыдущих главах, понимание текста — это всегда процесс его перекодирования с языка обычного на язык более высокой абстракции. В самом деле, вот сейчас прочитав предыдущий фрагмент нашего учебного текста, оторвите глаза от строк книги и попробуйте вспомнить дословно, какими фразами начинается эта страница. Не получается? Теперь попробуйте своими словами пересказать прочитанное. Можно утверждать наверняка, что это вы сделаете. Итак, вместо дословного восприятия текста при чтении наш мозг производит перекодирование содержания на язык собственных мыслей. Существуют и различные способы кодирования содержания. Медленное чтение кодирует по словам, очень редко по фразам. Код быстрого чтения мгновенно опознает и перекодирует большие фрагменты текста, предложение, абзац, а иногда и целую страницу.

Задача дифференциального алгоритма чтения в том, чтобы сформировать новый и, главное, рациональный способ перекодирования, чтобы при быстром чтении автоматически выявить и обработать истинное значение основной смысловой части текста — его сущностную доминанту.

Итак, быстрое чтение — это в конечном счете процесс выявления и обработки смысла и значения. Выполняя упражнения, рекомендуемые ниже, вы убедитесь, что избыточность текста — вполне реальное явление. Действительно, из всего многообразия слов текста после его графической произвольной разметки в соответствии с алгоритмом остается очень небольшая часть — "сухой остаток”, который и составляет основное смысловое содержание. Будучи осмыслен читателем, этот "сухой остаток” преобразуется и принимает вид лаконичного выражения — доминанты.

 
Пример зрительного представления дифференциального алгоритма чтения в виде системы облаков

При разработке дифференциального алгоритма мы сначала не предполагали, что может быть дано зрительное описание его, так как дама идея дифференциального алгоритма, казалось бы, исключала такую его яркую трактовку. Однако слушатели курсов однажды предложили свое оригинальное решение зрительного образа этого алгоритма, что несомненно способствует теперь лучшему его пониманию и облегчает его практическое освоение. На рисунке алгоритм показан в виде системы сгущающихся облаков. Первые облачка — ключевые слова — проливаются мелким дождем. Затем они сливаются и образуют облака смысловых рядов — мы ощущаем более крупные капли и, наконец, третий образ—туча, которая вмещает в себя все предыдущие в результате их мощного слияния,— туча значения и проливается она еще более крупными каплями, а возможно и градом. Нарастает мощь, концентрируется смысловая энергия — доминанта текста.
Настоящее овладение дифференциальным алгоритмом наступает тогда, когда процесс автоматизирован, т. е. его действие не осознается и процесс осмысления текста происходит как бы сам собой. Вот впечатления одного из слушателей курсов быстрого чтения: "Слова бегут, словно титры в кино, и понять суть удается иногда как-то вдруг, зацепившись за какое-то ключевое слово, потом еще такое же слово, и, наконец, чувствую, что понимаю главное, и значит многие пустые слова, которые вижу, могут проскользнуть без потерь, могу их пропустить... Когда текст бывает очень интересным, чувствую, что отключаюсь от внешнего мира и тут поразительно быстро читаю, все понимаю, запоминаю, и все это сопровождается яркими зрительными образами, картинами. Сущность содержания текста, его смысл и значение выступают тогда ярко и выпукло. Как бы говоришь себе: так вот в чем тут дело, это основное, главное, особенное, ради чего читал, трудился, тратил время”.
Тренировочный комплекс этого урока включает только два упражнения. Первое развивает смысловую догадку, явление, получившее название антиципации (предвосхищение). Второе упражнение предполагает медленное чтение с одновременной графической разметкой текста в соответствии с блоками дифференциального алгоритма чтения.

УПРАЖНЕНИЯ НА ПРИЕМЫ ОСМЫСЛЕНИЯ ТЕКСТА

Упражнение 1. 

Развитие смысловой догадки (антиципации).

1. В статье объемом не более 6 тыс. знаков зачернить слова в начале и в конце каждого предложения. Затем необходимо прочитать статью, пытаясь восстановить пропущенные слова по смыслу. Это упражнение выполняют двое учащихся, причем каждый читает текст, подготовленный другим.
2. Читать страницу книги, закрыв последние пять букв всех строчек текста листом бумаги или линейкой. Затем закрыть начальные пять букв всех строчек и, наконец, первые и последние пять букв текста, стараясь угадать закрытые части по смыслу.
Упражнение 2. 

Дифференциальный алгоритм чтения.

1. В тексте объемом не более 6 тыс. знаков сделать графическую разметку каждого абзаца в соответствии с алгоритмом. Затем прочитать размеченный текст. При чтении обращать внимание только на ключевые слова.
2. Выполнить разметку еще одного текста и затем прочитать его, стараясь выделить сущностную доминанту.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПОРЯДОК ТРЕНИРОВОК

а) Первая половина недели
1. Ежедневно читать 2 — 3 статьи, выполняя упражнение 1, п. 1. Излагать письменно содержание статьи по пунктам интегрального алгоритма.
2. Ежедневно читать 15 — 20 страниц книги, выполняя упражнение 1, п. 2.
б) Вторая половина недели
3. Читать ежедневно 2 — 3 статьи, выполняя упражнение 2, п. 1.
4. Читать ежедневно 2 — 3 статьи, выполняя упражнение 2, п. 2.
5. Выполнять ежедневно обязательную норму чтения (впредь до конца обучения): две статьи, один журнал — по специальности или научно-популярный и 50—100 страниц любого книжного текста.

Категория: Психология чтения | Добавил: Артем (01.09.2013)
Просмотров: 3080 | Теги: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ ЧТЕНИЯ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]