Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 243
Показано материалов: 41-50
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 ... 24 25 »

Активность восприятия и значение обратной связи

Активность восприятия и значение обратной связи

Основой становления восприятия как высшей психической функции и восприятия как текущего процесса служит активное движение. В разделе, посвященном развитию психических функций, мы уже останавливались на роли двигательной тренировки в формировании звуковысотного слуха. Однако не только развитие слуха, но и любого вида восприятия невозможно без активного движения. 

View: 2990 / Added by: Артем / Date: 05.01.2014
Comments 0

Основные характеристики восприятия

Основные характеристики восприятия 

Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Именно оно наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей непосредственно из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус. Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например величина предмета, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса.

View: 2897 / Added by: Артем / Date: 05.01.2014
Comments 0

Использование принципа погружения при обучении

Использование принципа погружения при обучении

Свертывание и погружение — непременные этапы развития всех высших психических функций. Отсюда следует, что, с одной стороны, невозможно сформировать психическую функцию, минуя двигательный этап, а с другой — сохраняющиеся развернутые двигательные компоненты тормозят дальнейшее совершенствование данной функции. Это противоречие — ключевое для практического использования изложенных положений.
В последние годы была разработана продуктивная методика обучения человека ускоренному (динамическому) чтению. В основе этой методики лежит целенаправленное использование знаний о динамике участия и смены двигательных компонентов в процессе чтения. Исследования показали, что ускорению чтения обычно
препятствуют, во-первых, развернутое проговаривание текста, во-вторых, недостаточный объем одновременно воспринимаемой части текста (поля фиксации) и, в-третьих, большое число возвратных движений глаз к непонятным местам.

View: 2558 / Added by: Артем / Date: 29.12.2013
Comments 0

Формирование произвольности

Формирование произвольности

Наряду с погружением и свертыванием, с которыми мы познакомились, общей чертой высших психических функций является произвольность. Культурно-историческая конецепция Л. С. Выготского связывает развитие произвольности психических функций с социальными факторами. Согласно Л. С. Выготскому, высшие психические функции формируются вначале как внешние формы совместной, коллективной деятельности людей, и лишь постепенно, в результате погружения, они становятся психическими процессами индивида. При этом развитие психики человека определяется не физиологическим созреванием, а его социальной, трудовой, орудийной деятельностью. Выготский считал, что использование знаков в качестве психологических орудий позволяет человеку перестраивать свою психическую деятельность так же, как применение искусственных орудий принципиально расширяет границы его трудовой деятельности. Примерами психологических орудий могут служить язык, нумерация, счисление, алгебраическая символика. В то время как эти и другие орудия направлены вовне и являются средствами внешней деятельности, знак есть прежде всего средство психологического воздействия на свое поведение, средство внутренней деятельности, направленной на овладение человеком самим собой. Эта перестройка осуществляется в несколько этапов. Вначале знак как психологическое орудие используется для правильного взаимодействия с другим человеком. Далее он становится для человека внешним средством произвольного управления своими психическими процессами. И лишь затем происходит «вращивание» знака как орудия внутрь, при этом отпадает надобность использования его во внешнем плане. Таким образом, отличие высших психических функций выступает здесь как использование искусственно созданных стимулов, не имеющих прямой связи с наличной ситуацией. Эти стимулы, произвольно вводимые человеком, служат для саморегуляции.

View: 2806 / Added by: Артем / Date: 29.12.2013
Comments 0

Погружение и свертывание

Погружение и свертывание

Внешние материальные действия, совершаемые ребенком, представляют собой исходный материал для развития высших психических функций. В период младенчества эти познавательные действия доступны наблюдению: младенец берет предмет, сосет его, зрительно обследует. В возрасте до двух лет ребенок вынужден двигательно реализовывать каждое действие, чтобы решить стоящую перед ним задачу. В этот период его действия еще максимально развернуты, они содержат много видимых компонентов. При возрастном развитии эти действия видоизменяются: компоненты качественно преобразуются и их число постепенно уменьшается. Такое изменение называют свертыванием. На некотором этапе такого развития при обучении наряду со свертыванием становится возможным и погружение — исчезновение внешних, двигательных компонентов познавательного действия и превращение их в мыслительные операции. У ребенка происходит постепенное смещение акцентов: сначала он познает мир благодаря действиям, затем — и в образах, далее у него формируется и символическое представление мира — через язык и мышление. Таким образом, внешние действия постепенно свертываются и погружаются.

View: 2535 / Added by: Артем / Date: 29.12.2013
Comments 0

Становление психических процессов

Становление психических процессов


В этой книге будут рассматриваться различные психические процессы человека. Полезно начать с уяснения того, в чем специфика высших психических процессов, к которым обычно относят восприятие, внимание, память, мышление, эмоции и речь. Она состоит, во-первых, в том, что ни один высший психический процесс не является следствием только возрастного развития и созревания. Непременное условие их формирования — воспитание и другие формы социальных контактов. Другая их принципиальная особенность состоит в том, что преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу — органе психических процессов, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его. 

View: 2307 / Added by: Артем / Date: 28.12.2013
Comments 0

АВТОМАТИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

АВТОМАТИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ 

(англ. movement automatization) — один из способов формирования ответной реакции оператора, характерный для последнего этапа обучения. 

View: 2615 / Added by: Артем / Date: 27.12.2013
Comments 0

АВТОКОРРЕЛЯЦИЯ

АВТОКОРРЕЛЯЦИЯ 

(англ. autocorrelation) — способ обработки сигнала, при котором сигнал задерживается и затем задержанный сигнал умножается на первоначальный. Помогает выделить периодические составляющие сигнала.

View: 2432 / Added by: Артем / Date: 27.12.2013
Comments 0

АВСТРИЙСКАЯ (Грацкая) ШКОЛА

АВСТРИЙСКАЯ (Грацкая) ШКОЛА 

— группа исследователей (Х. Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших с 1880-х по 1910-е гг. в основном в Грацком ун-те под руководством философа и психолога А. Мейнонга, основавшего в 1894 г. первую в Австрии лабораторию экспериментальной психологии и развивавшего в теоретическом плане идеи своего непосредственного учителя Ф. Брентано. А. ш. известна прежде всего теоретико-экспериментальной разработкой поставленной Эренфельсом проблемы целостного сознания. 
View: 2426 / Added by: Артем / Date: 27.12.2013
Comments 0
1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 61-70 ... 231-240 241-243